Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД № 24» ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО Советом педагогов Заведуюий МАДОУ «Детский сад № 24» МАДОУ «Детский сад № 24» Протокол № 1 от 31 августа 2022 г. _______________ Ю.В. Карасева Приказом от 31 августа 2022 г № 34 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА психолого-педагогического сопровождения детей, их родителей (законных представителей) и педагогов Педагог-психолог: Люханова М.А. 2022г. 2 Содержание 1. Целевой раздел ................................................................................................. 4 1.1 Пояснительная записка ................................................................................. 4 1.2 Нормативно-правовая основа программы .................................................... 4 1. 3 Цели и задачи реализации программы ......................................................... 6 1.4 Принципы и подходы к формированию программы дошкольного образования .......................................................................................................... 7 1. 5 Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста .......................................................................................... 9 2. Содержательный раздел ................................................................................. 17 2.1 Описание деятельности в соответствии с направлениями психологопедагогического сопровождения ....................................................................... 17 2. 2 Организационно – методическая работа .................................................... 31 2. 3 Перспективный план педагога-психолога на учебный год ....................... 32 3. Организационный раздел ............................................................................... 37 3.1 Ориентировочное распределение нормативов времени деятельности педагога – психолога с различными категориями детей (в минутах) ............. 37 3.2 Материально-техническое обеспечение ..................................................... 39 3.3 Программно-методическое обеспечение .................................................... 40 3.3.1 Список используемых в работе психолого-диагностических методик .. 40 3.3.2 Список методической литературы. .......................................................... 42 3.4 Организация развивающей предметно-пространственной среды ............................................................................................................................. 44 3.4.1 Особенности организации и принципы построения развивающей предметно-пространственной среды ................................................................. 44 Список литературы: ........................................................................................... 47 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой МАДОУ «Детский сад № 24». А также данная программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста. Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по следующим формам психологического сопровождения: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми, родителями воспитанников и педагогами ДОУ. Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности физическому, социально-личностному, художественноэстетическому, ДОУ по основным направлениям познавательно-речевому обеспечивает единство – и воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Учитывая специфику значительное профессиональной место деятельности уделяется педагога-психолога целенаправленной ДОУ, деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. В рабочей программе определены коррекционные задачи, условия и средства, способствующие развитию и коррекции. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ. 1.2 Нормативно-правовая основа программы 4 Международные: Конвенция ООН о правах ребенка. Федеральные: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; письмо Минобрнауки России от 13.01.2016 № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей»; методические рекомендации по обеспечению услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детейинвалидов, утв. Минтрудом России в 2018 году; - СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) вредности для человека факторов среды обитания (постановление от 28 января 2021 г. № 2); -СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление от 28 сентября 2020 года № 28); Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». 5 1. 3 Цели и задачи реализации программы Цель: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ психологическому в соответствие комфорту и с ФГОС развитию ДО, детей, способствующего сохранению их психологического здоровья. Оказание психолого-педагогической помощи детям с нормой развития и детям с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации. Задачи: 1. Отслеживать динамику развития, осуществляя мониторинг результатов констатирующей (начало года), контрольной (конец года) диагностик; 2. По результатам обследования намечать пути развития; 3. Развивать психические процессы у детей; 4. Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития; 5. Развивать индивидуальные качества и возможности каждого ребенка; 6. Способствовать профилактике вторичных отклонений в развитии детей; 7. Содействовать устранению эмоционально-личностной и или ослаблению поведенческой недостатков сфере в проблемных категорий дошкольников коррекционными средствами воздействия; 8. Формировать у педагогов ДОУ позицию отзывчивости на конкретную ситуацию психоэмоционального неблагополучия дошкольников; продолжать учить педагогов оказывать помощь детям группы риска; дать рекомендации по эффективному взаимодействию с проблемными категориями дошкольников; 9. Способствовать повышению психоэмоциональное ответственности благополучие 6 родителей за детей; расширять психолого- педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений; 10. Создание в ДОУ благоприятного психологического климата для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей и других сотрудников учреждения). 1.4 Принципы и подходы к формированию программы дошкольного образования При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка: Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия); Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.); Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.). Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют основу для: Сохранения и укрепления здоровья воспитанников; Формирования у детей адекватной уровню Программы целостной картины мира; Формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка; Развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека; Развития потребности в реализации собственных творческих способностей. В соответствии с ФГОС ДО Рабочая Программа опирается на научные принципы ее построения: 7 Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования; Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; Принцип сотрудничества с семьей; Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; Принцип возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); Принцип непрерывности образования (требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до подготовительной группы. Приоритетом непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы); Принцип преемственности. дошкольника деятельностью качеств, - (Ориентирован необходимых для любознательности, самостоятельности, произвольности). 8 на формирование овладения у учебной инициативности, 1. 5 Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста Возраст от 3 до 4 лет. Общение становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном развиваться воображение. Взаимоотношения возрасте детей: они начинает скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте 9 могут наблюдаться Конфликты между устойчивые детьми избирательные возникают взаимоотношения. преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация. Возраст от 4 до 5 лет В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает складываться произвольное внимание. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. 10 Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Возраст от 5 до 6 лет Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов. Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. 11 Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; дальнейшим развитием структурированием изобразительной игрового пространства; деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Возраст от 6 до 7 лет Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Они свободно владеют обобщёнными способами изображений, так и построек; не только анализа анализируют как основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. 12 У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Расстройства эмоционально-волевой сферы у детей. 1. ДЕТИ с ЗПР: Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию. Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии: 1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время 13 сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности; 2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов; 3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям. Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность. В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый – отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной – отличается преобладанием пониженного фона настроения. Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается. У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля. Дети с ЗПР испытывают трудности активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывает единство эмоций и интеллекта. 14 2. ДЕТИ с нарушениями речи (ОНР): Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же: Выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц); Агрессивность, драчливость, конфликтность; Повышенную впечатлительность, застревание, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами; Чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита; Энурез (недержание мочи); Онанизм; Повышенную обидчивость, ранимость; Склонность к болезненному фантазированию. Особенности эмоционально-волевой сферы: у детей с алалией часто наблюдается психический инфантилизм, одной из характерных черт которого являются особенности эмоционально-волевой сферы. Эти особенности проявляются в лабильности настроения (причем смена настроения часто неадекватна), характерна некоторая дурашливость, отсутствие самокритики, излишняя доверчивость. Игровая деятельность также отличается своеобразием: интерес к игре, как правило, летучий, чаще у детей с алалией в игре роль ведомых. Наблюдение за игровой сферой может быть крайне информативным в плане характеристики эмоционально-волевой сферы. У детей с более выраженной органической недостаточностью могут наблюдаться проявления немотивированной агрессии, раздражительности, характерно нежелание вступать в контакт, замкнутость, волевые качества не развиты, при затруднениях следует отказ от начатой деятельности. 15 16 2. Содержательный раздел 2.1 Описание деятельности в соответствии с направлениями психологопедагогического сопровождения Зона компетенции педагога-психолога: познавательная сфера, эмоционально-личностная сфера, регуляторно-волевая, коммуникативная сфера. Деятельность педагога-психолога ДОУ направлена на всех участников образовательного процесса: дети, родители, педагоги и администрация. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в МАДОУ детский сад №24 осуществляется по всем направлениям профессиональной деятельности педагога-психолога: Психологическая диагностика, в том числе детей с ОВЗ; Коррекционно – развивающая работа с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ; Психопрофилактика; Консультирование субъектов образовательного процесса; Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса; Психологическая экспертиза (оценка); Организационно – методическая работа. Психодиагностика Диагностика позволяет: Выявить основные проблемы и определить причины их возникновения; Выявить индивидуальные особенности детей, в том числе детей с ОВЗ; 17 психолого-педагогические Определить оптимальный педагогический маршрут; Обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении; Спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы; Оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы; Определить условия воспитания и обучения ребенка; Консультировать родителей ребенка. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно – развивающей работы, сопровождения и т.д.). Все полученные данные заносятся в карту психолого-медикопедагогического сопровождения ребенка. В Карте указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение. Проводится анализ данных о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейнобытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам. Данная информация обязательна для изучения педагогами и воспитателями, работающими с ребенком, с целью создания необходимых условий для его развития в дошкольном учреждении. Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ОВЗ. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке. Изучение и выявление особенностей познавательной 18 деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута). Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная личностное деятельность, развитие). В речь, качестве эмоционально-волевая источников сфера, диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго, Н.Ю. Куражевой. По результатам проведенных обследований проводится качественный анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей. Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка: Особенности контакта ребенка; Эмоциональная реакция на ситуацию обследования; Реакция на одобрение; Реакция на неудачи; Эмоциональное состояние во время выполнения заданий; Эмоциональная подвижность; Особенности общения; Реакция на результат. Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка: Наличие и стойкость интереса к заданию; Понимание инструкции; 19 Самостоятельность выполнения задания; Характер деятельности (целенаправленность и активность); Темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности; Работоспособность; Организация помощи. Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка: Особенности внимания; Восприятия; Памяти; Мышления; Речи; Особенности моторной функции. В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определения содержания дальнейшего обучения проводится педагогическое обследование. Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном обучении, возрастном темпа этапе, усвоения установление материала, основных проблем выявление в особенностей образовательной деятельности дошкольников. При этом используются такие методы, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), наблюдение. Особое место отводится наблюдению за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника. Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить 20 коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ и детей с «нормативным» развитием. Перечень технологий, методик, пособий: Психодиагностический комплект психолога ДОУ (автор Е. А. Стребелева «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»); Психодиагностический комплект «От диагностики к развитию» (авт. С. М. Забрамная); Психодиагностический комплект детского психолога (авторы М. М. Семаго, Н. Я. Семаго), в который входит не только необходимый стимульный материал, но и руководство с подробным описанием проведения методик; Методики, предложенные Н.Ю. Куражевой в программе «Цветик-семицветик». Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям: Познавательная сфера; Регуляторно – волевая сфера; Эмоционально – личностная сфера; Коммуникативная сфера. Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации. В бланке наблюдения адаптации фиксируются следующие параметры: Эмоциональное состояние ребенка; Аппетит; Познавательная / игровая активность; Взаимоотношения с детьми; Частота заболеваний; 21 Взаимоотношения с взрослыми. Бланк заполняется совместно с воспитателями группы и медсестрой. Если адаптация протекает быстро и легко, то бланк до конца (по датам) заполнять не обязательно. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в аналитической справке. На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи. Психологическая диагностика родителей воспитанников: Анкетирование родителей по результатам адаптации к ДОУ; Анкетирование родителей для изучения запросов родителей и отношению к образовательному процессу в ДОУ; Об их участии в развитии эмоциональной сферы дошкольников; Анкетирование родителей для составления представлений об индивидуальных особенностях детей. Психологическая диагностика педагогов: Исследования социально-психологического климата в коллективе (по запросу администрации); Исследование эмоционального выгорания у педагогов; Исследование стилей общения. Психологическая профилактика Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса. В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум. Для этого предусмотрено: 22 Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды: Анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога; Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей; Информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательнообразовательного процесса. Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации. Дополнительно: Отслеживание динамики социально-личностного развития детей; Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ; Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива; Участие в экспертной оценке проектируемой предметно- развивающей среды. Консультационная работа Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. 23 Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация ДОУ. Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка. Тематические групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей. Проведение тренингов с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста. 24 1 2 3 Период Взаимодействие с педагогами Взаимодействие с родителями Сентябрь 1.Оформление во всех возрастных группах уголков психологической консультации. 1.Индивидуальное консультирование родителей по запросам. 2.Участие в проведении педагогического совета. 2.Оформление информационного стенда «Идем в детский сад» младшая группа. 3.Участие в общем родительском собрании (презентация работы психолога ДОУ). Октябрь 1.Индивидуальные беседы по итогам проведения диагностического обследования детей, предоставление рекомендаций. 1.Участие в групповых родительских собраниях с целью ознакомления с методиками обследования детей. 2.Изучение актуальных запросов педагогов по вопросам воспитания, обучения и развития детей. 2.Индивидуальные консультации по результатам проведения диагностического обследования. Работа по запросам. 3.Участие в работе ПМПк. 4.Участие в проведении педагогического совета 3.Участие в родительских собраниях по вопросам развития, воспитания и обучения детей. «Готовность к школе» (подготовительная группа); «Тревожный ребенок»; «Шесть рецептов избавления от гнева»; «Игровые методы и приемы в обучении детей». 4.Бинарные консультации для родителей детей группы риска с учителями-дефектологами, 25 учителями-логопедами. Ноябрь 1. Сбор диагностических данных для оформления 1. Индивидуальное консультирование родителей психолого-педагогического заключения, на детей, детей группы риска: сбор дополнительной представляемых на ПМПк. Участие в работе ПМПк. информации, обсуждение актуальных вопросов психолого-педагогического сопровождения, 2. Изучение стилей педагогического воздействия разработка плана оказания помощи, выдача посредством наблюдения и анкетирорвания. рекомендаций. 3.Участие в проведении педагогического совета. 2. Оформление письменных рекомендаций по оптимизации детско-родительских отношений «полезные подсказки для взрослых». Декабрь 1.Встречи с воспитателями групп, в которых есть дети из проблемных семей, с целью координации совместной деятельности. 1.Индивидуальные консультации с опекунскими семьями (профилактическая работа). 2. Оформление брошюры по актуальной теме. 3.Участие в проведении педагогического совета. 4. Участие в подготовке и проведении новогодних праздников. Январь 1.Составление рекомендаций по формированию гуманных отношений между воспитателями и детьми. 2. Изучение психологического климата в ДОУ 26 1.Психологическая справочная Первое разногласие в жизни родителей и ребенка-каприз. «Я на все согласен, только не плачь». Каприз и характеры участников конфликта. «В капризе все решает крутой нрав. Итак, кто круче?». (методика Ф.Фидлера) 3. Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» (Мандалы) 4. Участие в проведении педагогического совета. Февраль 1.Составление рекомендаций по оптимизации взаимодействия с детьми. 1. Выступления на родительских собраниях по плану воспитателя. 2.Оформление памяток для воспитателей по актуальной теме. 3.Участие в проведении педагогического совета. Март 1.Участие в проведении педагогического совета 2. Подготовка проекта «Мотивационная готовность к школе». 3. Привлечение воспитателей к использованию современных технологий. Апрель 1.Подборка развивающих игр и упражнений для дополнительных занятий с детьми со сниженными показателями познавательного развития; рекомендации. 27 1.Оформление информационного стенда на тему «Развиваем ребенка вместе» (совместно со специалистами ДОУ). 2. Индивидуальные встречи с родителями детей, представляемых на ПМПК (разъяснительная работа, консультации). 1. Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования детей. 2. Сотрудничество с психологами города. 3. Участие в педагогическом совете. Май 1.Выступление на педагогическом совете. Тема: «Анализ готовности выпускников ДОУ к школе. Прогноз к адаптации». 2. Изучение пожеланий педагогов по улучшению работы и определению ближайшей перспективы развития ДОУ посредством оформления макета «Дерево желаний». 28 1. Индивидуальное консультирование по запросам родителей. 2. Оформление памятки «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад?». Психологическое просвещение Тесно связано с психологическим консультированием и планирование приведено выше. Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей ДОУ в вопросах психического развития, воспитания и становления личности детей Психологическое просвещение осуществляется следующим образом: Стендовая информация; Беседы и лекции с педагогами; Просветительские беседы с родителями. Коррекционно-развивающая работа с детьми Основная цель: Организация и совместное осуществление с педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей недостатков, нарушений социализации и адаптации. Ориентиром для реализации коррекционно-развивающей работы служат Целевые ориентиры ФГОС ДО. Адресатом психологической помощи является ребенок. Психологическая помощь организуется: По запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей; На основании результатов психологической диагностики; На основании рекомендаций ПМПК. Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. По рекомендации ПМПК разрабатываются СИПРы (специальные индивидуальные программы развития). Для детей группы риска разрабатываются коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности 29 ребенка, его индивидуальные особенности. В программе для индивидуальных занятий по развитию психических процессов игры подобраны с учетом тематического планирования. В работе с "нормативными" детьми используются программы разных авторов (указаны в списке литературы), которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции). Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы. Коррекционно-развивающая работа осуществляется в направлениях: Занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов, эмоционально-коммуникативной сферы; Развивающие занятия по подготовке к школе (дети подготовительных групп). Основные методы коррекционно – развивающих воздействий: Игровая терапия; Арт-терапия; Куклотерапия; Песочная терапия; Психогимнастика; Элементы нейропсихологической коррекции; Релаксационные упражнения; Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности; Упражнения для развития познавательных процессов. Программы коррекционно-развивающейся направленности педагогапсихолога с воспитанниками Направленность программы Название программы 30 Развивающе – коррекционная программа для детей испытывающих трудности в эмоциональноличностном развитии. Развивающая программа коррекции гиперактивности. Развитие психических процессов у дошкольников. 1. «Цветик-семицветик»- Н.Ю. Куражева. 2. Коррекционно – развивающаяпрограмма «Развитие эмоционально-волевой сферыу детей дошкольного возраста». Коррекционно – развивающая программа коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста. Коррекционно – развивающая программа по развитию познавательных процессов «Познай себя». Экспертная деятельность 1. Участие в ПМПК; 2. Посещение занятий, открытых мероприятий; 3. Психологическая оценка комфортности и безопасности образовательной среды в ДОУ (совместно с администрацией учреждения); 4. Анализ эффективности используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся (совместно с администрацией ДОУ); 5. Оценка профессиональной деятельности педагога; 6. Участие в работе конфликтных комиссий; 7. Экспертиза программ. 2. 2 Организационно – методическая работа Разработка рекомендаций для педагогов и родителей; Оформление и заполнение рабочей документации; Анализ и обработка результатов диагностических обследований, написание заключений; Составление и написание развивающих / коррекционных программ; 31 Подготовка протоколов и бланков диагностического обследования, материала к коррекционно – развивающим занятиям; Оформление информации для стендов и памяток; Подготовка к семинарам, тематическим встречам, педсоветам, консультациям; Написание статистического и аналитического годового отчетов. Итоги работы за год отражаются в статистическом и аналитическом отчете за учебный год. В аналитическом отчете также намечаются перспективы работы на будущий год. 2. 3 Перспективный план педагога-психолога на учебный год Содержание деятельности Цель I. Работа с детьми 1. Психологическая диагностика 1. Наблюдение за вновь Изучение личностных прибывшими в ДОУ детьми. особенностей детей, их адаптационных возможностей, особенностей общения и взаимодействия со сверстниками. 2. Групповая диагностика детей Определение уровня подготовительных групп сформированности основных (проведение мониторинга психических процессов для «Готовность детей 6 – 7 лет к успешной адаптации к обучению в школе»). обучению в школе. 3.Психологическое обследование Определение уровня развития детей «группы риска» с целью всех психических процессов формирования групп детей, особенностей психологической поддержки. эмоционально-волевой сферы для проведения необходимой коррекционно-развивающей работы. 4. Индивидуальные и групповые Отслеживание динамики промежуточные диагностические развития и корректировка срезы. развивающих программ. 5.Психодиагностическое Выявление психологических 32 Сроки Сентябрь – октябрь Октябрь (первичная), апрель – май (итоговая) Октябрь – ноябрь Январь – февраль В течение обследование детей старших и проблем и определение путей их учебного года средних групп по запросам преодоления для обеспечения родителей и педагогов. гармоничного психического развития ребенка. 2. Развивающая и сопровождающая работа 1.Психологическое Снижение уровня тревожности, Сентябрь – сопровождение процесса создание комфортной ситуации, октябрь адаптации вновь прибывших в формирование социальной ДОУ детей. коммуникабельности, базового чувства безопасности. 2. Индивидуальные и групповые Повышение уровня Ноябрь – развивающие занятия с детьми психологической готовности апрель подготовительных групп детей к обучению в школе, «Психологическая подготовка к решение выявленных проблем, школе». развитие познавательных процессов. 3. Индивидуальные развивающие Повышение уровня развития декабрь – занятия детьми старшей познавательных процессов. март логопедической группы по результатам проведения диагностики. 4. Индивидуальные и групповые Развитие психических Ноябрь – развивающие занятия с детьми процессов и эмоционально – апрель «группы риска» по запросам волевой сферы дошкольников. родителей и педагогов. 5. Индивидуальные занятия с Коррекция эмоциональной, По запросам в детьми средних и старших групп личностной и познавательной течение года по запросам родителей и сфер детей разных возрастных педагогов по результатам групп. предварительной диагностики. II. Работа с родителями 1. Психологическая диагностика 1. Анкетирование родителей: Комплексная оценка степени Октябрь «Выявление уровня условной адаптации ребенка к ДОУ. оценка адаптивности ребенка к Комплексная психологической готовности Февраль ДОУ»; «Ваш ребенок – будущий ребенка к началу обучения в школе. первоклассник». Изучение пожеланий родителей в выборе тем консультаций, в работе с детьми. 2. Диагностика родителей на Изучение родительского По запросам в индивидуальных консультациях. отношения к ребенку, стилей течение года воспитания, индивидуальных 33 личностных особенностей родителей. Исследование детско-родительских отношений. 2. Психологическое просвещение и профилактика 1. Выступления на родительских Повышение уровня психолого- По запросам в собраниях: педагогической компетентности, течение года культуры «Адаптация детей к условиям психологической детского сада», «Кризис 3-х родителей. лет» (младшие группы); «Психологическая готовность детей к обучению в школе» (подготовительные группы); «Возрастные особенности детей 4-5 лет»; «Возрастные особенности детей 5-6 лет» (средние и старшие группы). 2. Оформление стендовой Ознакомление родителей с 1 раз в месяц в информации, информационных возрастными и течение года буклетов во всех возрастных индивидуальными группах. особенностями детей, повышение психологической грамотности родителей. 3. Психологическое консультирование 1. Групповые и индивидуальные Информирование родителей об Октябрь – консультации с родителями по особенностях развития детей. май результатам диагностики: Выявление причин отставания в Адаптации детей к условиям развитии или изменений в детского сада (младшие поведении. Выработка общей стратегии работы с ребенком. группы); Готовности детей к обучению в школе (подготовительные группы); Текущей диагностики развития детей разных возрастных групп. 2.Индивидуальные консультации Повышение компетентности По запросам в по запросам. родителей в вопросах развития течение года детей, взаимоотношениях детей и взрослых. Совместное обсуждение возникших проблемных ситуаций. III. Работа с педагогами 34 1. Психологическая диагностика Психодиагностика личности Изучение личностных педагогических работников на особенностей педагогов, индивидуальных консультациях участвующих в образовательном по запросам. процессе. 2. Психологическое просвещение и профилактика 1. Проведение тематических Формирование у педагогов групповых консультаций, навыков эффективного семинаров-практикумов со взаимодействия с детьми и их специалистами ДОУ и родителями, повышение воспитателями. психологической компетентности педагогов. 2. Разработка практических Тематика определяется рекомендаций и банка результатами диагностики, практических материалов по анкетирования, выявленными работе с детьми. проблемами, запросами родителей и т.д. 3. Оформление стендовой Ознакомление педагогов с информации, информационных возрастными и буклетов во всех возрастных индивидуальными группах. особенностями детей, повышение психологической компетентности. 4. Выступление на педсовете по Представление педагогам итогам диагностики готовности результатов диагностики, детей подготовительных групп к анализ. школьному обучению. 3. Психологическое консультирование 1. Групповые консультации с Ознакомление педагогов с педагогами по итогам результатами диагностики. диагностики: Обсуждение совместной работы Адаптации детей к условиям по подготовке детей к школе и работы по детского сада (младшие направлений коррекции проблемных зон группы); Готовности детей к обучению эмоциональной, личностной и сфер в школе (подготовительные познавательной дошкольников группы); Познавательного развития детей старшей логопедической группы; Текущей диагностики развития детей разных возрастных групп. 35 В течение года В течение года В течение года 1 раз в месяц в течение года Май Октябрь – май 2. Индивидуальные Совместное обсуждение В течение года консультации по запросам. возникших проблемных ситуаций и поиски путей решения. IV. Организационно – методическая работа, самообразование 1. Подготовка и участие в Взаимодействие с педагогами и В течение года педагогических советах, участие специалистами ДОУ с целью в работе внутреннего ПМПк. организации комплексной работы с детьми. 2. Подготовка бланков для Оптимизация психологической В течение года диагностики и обработка работы, аналитическая результатов; Написание деятельность психологических заключений; Обработка и анализ адаптационных листов; Заполнение текущей документации; подготовка рекомендаций для родителей и педагогов. 3. Оформление методических Обогащение методического В течение года пособий, дидактического оснащения, применяемого в материала для занятий; работе Подготовка наглядных материалов для стендовой информации; Разработка информационных буклетов. 36 3. Организационный раздел 3.1 Ориентировочное распределение нормативов времени деятельности педагога – психолога с различными категориями детей (в минутах) Виды работ педагогапсихолога Возраст (в годах) Дети с условно Жети с различными вариантами нормативным несформированности развитием познавательной деятельности 3-5 5-6 6-7 3-5 5-6 6-7 30 30 35 15х4 15х4 20х4 15х3 15х3 20х3 Индивидуальное обследование Выяснение истории 15 - 15 - 20 - развития 20 20 25 Первичное 25 - 40 - 45 - обследование ребенка 45 60 80 Повторное 25 - 25 - 30 - обследование ребенка 30 40 45 Консультирование 15 - 15 - 30 - родителей 25 25 35 35 - 45 35 - 45 45 - 60 Анализ результатов и написание 30 – 60 минут психологического 40 – 80 минут заключения Групповое диагностическое обследование Групповое --- До 30 обследование детей на одного ребенка Групповой анализ и заключение --- --- --- До 30 До 30 До 30 45 Анализ результатов и написание заключения До --- До 30 До 30 3-5 часов на группу из 12-15 человек 3-5 часов на группу из 12-15 человек Консультационная работа Индивидуальная консультация с 40 – 60 минут 40 – 60 минут родителями Индивидуальная 15 - консультация со 20 специалистами Совместная До 30 До 30 20 - 30 до 45 до 45 20 – 35 25 – 40 45 – 90 45 – 90 консультация специалистов Групповая консультация родителей (родительское собрание) Методические семинары со 60 До 90 минут До 90 минут 60 специалистами Развивающая или коррекционная работа Индивидуальная работа 15 - 20 - 25 - с ребенком 25 30 Индивидуальная работа 20 15 - 20 20 - 25 25 - 30 45 – 90 минут 45 – 90 минут 45 – 60 минут 45 – 60 минут До 10 минут на одно До 10 минут на одно занятие, занятие, до 40 минут на один цикл с родителями Индивидуальная работа со специалистами Оформление документации до 40 минут на один цикл 38 Групповые формы 20 - 25 - 30 - работы с детьми 25 30 40 --- 25 - 30 30 - 40 Групповая работа с родителями, До 120 До 120 До 90 минут на одно До 90 минут на одно занятие специалистами Подготовка к тренингу со взрослыми занятие Написание аналитического отчета До 120 минут на о проведенных До 120 минут на один цикл один цикл занятиях Экспертная деятельность Обсуждение ребенка на --- --- --- --- --- --- До 30 До 30 До 40 Консилиуме Участие (проведение) 60 – 90 минут ПМПК 3.2 Материально-техническое обеспечение Оснащение методического кабинета № Наименование Количест Инвентарн Техническо во ый номер е состояние по ОУ 1 Стол рабочий 1 2 Стол детский 4 3 Стул детский 12 4 Доска меловая 1 5 Полка книжная 1 39 6 Шкаф для дидактических 2 материалов 7 Светильник потолочный 3 8 Компьютер 1 3.3 Программно-методическое обеспечение 3.3.1 Список используемых в работе психолого-диагностических методик № Название методики (теста) Автор(ы) Издательство методики (литературный источник) 1. Методы диагностики когнитивных процессов и интеллекта 1 2 Методика В.М. Когана (выявление В.М. Коган «Диагностический параметров внимания) комплект Семаго» Исследование «Диагностический опосредованного А.Н. Леонтьев запоминания (память) 3 Методика комплект Семаго» Кооса (уровень Коос сформированности «Диагностический комплект Семаго» пространственного мышления) 4 Прогрессивные Дж.Равена Матрицы Дж.Равен (уровень общего «Диагностический комплект Семаго» интеллекта) 5 Методика Выготского-Сахарова Л.С.Выготский, (вариант для детей до 7 лет) Л.С.Сахаров (понятийное развитие ребенка – уровень сформированности особенностей абстрактных обобщений) 40 «Диагностический комплект Семаго» 6 Предметная классификация Л.С.Выготский (вариант для детей от 3 до 8 лет) «Диагностический комплект Семаго» (уровень развития комплексного мышления) 7 8 Исключение предметов (уровень Т.В.Егорова «Диагностический сфомированности обобщения) комплект Семаго» Установление последовательности А.Н.Берштейн «Диагностический событий (причинно-следственные комплект Семаго» и пространственно-временные связи) 2.Методики исследования аффективно-эмоциональной сферы, личностного развития, межличностных отношений. 1. Тест Рука (выявление Э.Вагнер существенных потребностей, «Диагностический комплект Семаго» мотивов, конфликтов личности; определение активной или пассивной личностной позиции) 2. Контурный (эмоциональные САТ-Н Л.Беллак, «Диагностический отношения С.Беллак комплект Семаго» между ребенком и окружающими его людьми) 3. Исследование субъективной Р.Жиль оценки отношений межличностных ребенка (оценка «Диагностический комплект Семаго» (СОМОР) субъективного представления ребенка вхаимоотношениях о его с окружающими) 4 Цветовой тест отношений М.Люшер 41 «Диагностический (выявление неосознанных комплект Семаго» компонентов отношений) 5 Методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго «Диагностический (возможность комплект Семаго» адекватного опознования эмоционального состояния) 3.3.2 Список методической литературы. 1. «Психология раннего дошкольного детства» 2. «Медико-психолого-педагогическая служба ДОУ» 3. В.Н. Белкина в Приложение к журналу «Управление ДОУ» «Карманная энциклопедия социо-игровых Издательство «ТЦ Сфера» приемов обучения дошкольников» 4. «Развитие у дошкольников способностей к Б.С и Н.В. Волковы рефлексии» 5. «Психодиагностика детей в дошкольных Издательство «Учитель» учреждениях» 6. «Педагогическая диагностика развития Издательство зрительного восприятия дошкольников» 7. «Развитие эмоциональной «Развитие личности пресс» отзывчивости Т.А. Андреенко, дошкольников» 8. «Детство- О.В. Алекинова ребенка (психолого- А.Н. Малахова педагогическая работа со сказкой)» 9. «Организация работы ДОО с талантливыми Ю.А. дошкольниками» 10. «Портфолио педагога-психолога Афонькина, О.В.Филатова дошкольного Ю.А Афонькина образования» 42 11. «Развитие эмоциональной отзывчивости и М.В. Егорова навыков общения у детей 3-7 лет» 12. «Соцально-личностная готовность детей к школе М.Э.Вайнер в контексте требований ФГОС ДО» 13. Детские страхи: решение проблемы в условиях Бавина Т.В. детского сада: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2016 14. «Росток». Условия и методика развития ребенка Сертюк А.Л. – 2-е издание. – М.: ТЦ Сфера, 2016 15. Работа педагога-психолога с родителями Шарохина В.Л. дошкольника. – М.: Национальный книжный центр. 2017 16. Ребенок активный Психолого педагогам или гиперактивный? Волков Б.С. педагогические и родителям. рекомендации – М.: центр педагогического образования, 2017 17. Психологическая подготовка детей к школе: Шарохина В.Л. конспекты занятий. – М.: ООО «Национальный книжный центр»,. 2016. 18. Развитие навыков самостоятельного мышления у Николаева Е.П. детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет – СПБ.: ООО Издательство «детсво-пресс», 2016 19 Увлекательные игры и упражнения для развития Сунцова А.В. памяти детей старшего дошкольного возраста. СПБ.: ООО Издательство «детсво-пресс», 2014 20 Программа психологического сопровождения Верещагина Н.В. участников образовательного процесса в ДОО. СПБ.: ООО Издательство «детсво-пресс», 2017 43 3.4 Организация развивающей предметно-пространственной среды Центры Содержание 1. Рабочий (личный) центр - Стол рабочий психолога - Монитор 2. Центр консультативной - Системный блок работы - Клавиатура - Мышка - Стул взрослый - Журнал индивидуальных и групповых консультаций - Журнал записи на индивидуальную консультацию - Журнал индивидуальной развивающей работы 3.Центр диагностической и - Столы детские коррекционно-развивающей - Стулья детские работы. - Доска меловая 4. Центр игровой терапии, - Мозаика с геометрическими фигурами релаксации и снятия - Головоломка сборная психоэмоционального - Пирамидка напряжения - Грузовая машинка 3.4.1 Особенности организации и принципы построения развивающей предметно-пространственной среды Развивающая среда является важным фактором воспитания и развития ребёнка. Пространство кабинета психолога оснащено большим количеством развивающих материалов. Все предметы доступны детям, позволяющие выбирать воспитанникам интересные для себя занятии. Педагог-психолог 44 эффективно организовывает образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей. Развивающая среда построена на следующих принципах: насыщенность; трансформируемость; полифункциональность; вариативной; доступность; безопасность. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Рабочей программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым оборудованием, которое обеспечивает: Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; Возможность самовыражения детей. Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды. Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования). Разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование обеспечивают свободный выбор детей. 45 Игровой материал периодически меняется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования. 46 Список литературы: 1. Афонькина Ю. А. «Диагностика индивидуально-психологических особенностей детей 3-4 лет. Методики выявления и изучения». Волгоград: Учитель, 2016.-91с. 2. Афонькина Ю.А. «Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет». Волгоград: Учитель, 2013.-62с. 3. Вайнер М. «Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников». 4. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 5. Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе. 6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. 7. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е.Вераксы. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. 8. Ильина М. «Комплексные занятия для развития восприятия и эмоциональноволевой сферы у детей 3-4 и 5-6 лет». 9. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада, — М.: Мозаика-Синтез, 2010. 10. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет» Изд-во Речь, 2016г. 11. Куражева Н.Ю., Тузаева А.С., Козлова И.А. «70 развивающих занятий для дошкольников 3-4 лет». Изд-во Речь, 2013г. 12. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет» Изд-во Речь, 2016г. 13. Куражева Н.Ю., Тузаева А.С., Козлова И.А. «70 развивающих занятий для дошкольников 4-5 лет». Изд-во Речь, 2014г. 47 14. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет» Изд-во Речь, 2016г. 15. Куражева Н.Ю., Тузаева А.С., Козлова И.А. «70 развивающих занятий для дошкольников 5-6 лет». Изд-во Речь, 2014г. 16. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет». Изд-во Речь, 2016г. 17. Куражева Н.Ю., Тузаева А.С., Козлова И.А. «70 развивающих занятий для дошкольников 6-7 лет». Изд-во Речь, 2014г. 18. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М. : Издательство ГНОМ, 2011. – 160 с. 19. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. 20. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) /Составитель Доценко Е.В. Волгоград, 2011 г. 21. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе./автор-составитель Останкова Ю.В. Волгоград, 2008 г. 22. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания и их интеграция. «Дошкольное воспитание», №7, 2013 год. 23. Урунтаева Г. «Практикум по детской психологии. Данилина Т.А. В мире детский эмоций. 24. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО; интернет источник: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. 25. Шарохина В. Л. Коррекционно развивающие занятия для детей старшей группы. – Книголюб, 2010 год. 48 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575781 Владелец Меньшикова Елена Анатольевна Действителен С 20.04.2021 по 20.04.2022 49