Рабочая программа дополнительных занятий по легоконструированию

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №24
Принята на педсовете №___
от «__» _______2019 г.
Протокол №__от «__»____

Утверждаю:
заведующий МАДОУ «детский сад №24»
2019 г.Е.А.Меньшикова___________

Рабочая программа
Дополнительных занятий
«ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ»
Для детей старшего дошкольного возраста
Срок реализации: 1 год.

Составил: воспитатель,
Авдеева Е.Н.

Г.О. Дегтярск 2018 год

Содержание
1.Целевой раздел……………………………………………………………3
1.1.Пояснительная записка
1.1.1.Актуальность и новизна
1.1.2. Нормативная база
1.1.3 Цели и задачи реализации Программы
1.1.4. Принципы «Лего – конструирования»
1.1.5 Формы организации работы
1.1.6 Кадровые условия
1.2 Планируемы результат освоения программы
2. Содержательный раздел…………..........................................................
2.1 Планирование образовательной деятельности
2.2 Способы и направления поддержки детской инициативы
3. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение программы……………….
3.2 Учебный план
3.3 Организация развивающей предметно – пространственной среды
3.4 Методическая литература

1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом
деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные
и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми
нового типа являются Лего -конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают
характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей
из конструктора. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и
таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании
позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения,
где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты
заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Легоконструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения,
интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной
деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать
помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.
1.1.1.Актуальность.
Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность
ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не
ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают
способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней.
Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих
сюжеты игры.
Новизна программы. Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском
саду», «Методический комплект заданий к набору «Первые механизмы», «Простые механизмы» - базовый набор, Lego Еducation.
Story Starter «Развитие речи» - практико – ориентировочный инструмент визуальной истории, позволяющий воспитывать уверенных в
себе рассказчиков, развивать речь.
Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков
через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего.
Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной программы:
1-восприятие;
2-мышление;
3-действие;
4-результат (продукт).
По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.

1.1.2.Нормативная база, на основе которой создана программа:
ФЗ «Об образовании» от 29.12.20012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Свердловской области от 15.07. 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях
(Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2660-10);
письма Министерства образования России от 09.08.2000г. №237 – 23 - 16 «О построении преемственности в программах дошкольного
образования и начальной школы»;
методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04.1995г. № 46 – 19 – 15
инструктивно – методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65 – 23 – 16.
учебного плана МАДОУ «Детский сад №24» на 1 учебный год;
1.1.3 Цель и задачи для реализации Программы
Цель программы: развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Задачи:
1.Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
3.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Направленность программы - художественно-эстетическая.
Направление образовательной деятельности - конструирование.
Срок реализации: 4 года.
Программа направлена на развитие конструкторских способностей детей. Занятия проводятся с детьми с 6-7 лет по подгруппам (8-10 детей).
Длительность занятий определяется возрастом детей.
-в подготовительной к школе группе не более 30 мин (дети 6-7 лет)
В течение года на освоение программных задач отводится 36 часов (один раз в неделю).
1.1.4. Принципы Лего-конструирования
Основные принципы по Лего-конструированию:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие
творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного
результата независимо от возраста и уровня развития детей.
1.1.5. Формы организации обучения дошкольников конструированию

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, используются формы организации
обучения, рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова:
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного
материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу
готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества.
Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи,
обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов.
Эту модель дети могут воспроизвести и з имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу,
но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их
мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия,
которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в
данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого
конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность
достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого
конструирования.
4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей
строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для
развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные
способности.
5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их
самостоятельности-они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она
лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек,
выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему
характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель
конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
1.1.6 Кадровые условия
Уровень подготовки кадров для реализации программы.
Ф.И.О. педагога
Авдеева Е.:Н.

Темы курсов, семинаров
1.Семинар «Lego education» в вашем учебном учреждении.
Современные образования

Высшая К.К.
2. Курсы повышения квалификации по программе «Основы

конструирования и образовательная робототехника в условиях
реализации ФГОС ДО», ГБПОУ СО «Камышловский педагогический
колледж»
3. Курсы повышения «Предметно – педагогическая ИКТ –
компетентность воспитателя в условиях введения
профессионального стандарта педагога»
Ревдинский педагогический колледж.
1.2. Планируемы результат освоения программы
Планируемый результат старший дошкольный возраст 5-7 лет
Дети научатся:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие
способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус.

2.Содержательный раздел

2.1 Планирование образовательной деятельности /старший дошкольный возраст 6-7 лет/
Задачи:
 Обучать конструированию по графической модели

 Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение
будущей постройки, строительного материала и возможности конструкции в пространстве.
 Учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности,
планировать общую работу, действовать согласно договору.
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения, в течении года , у детей должны быть развиты творческие способности, конструкторские умения и навыки,
речь. Должны уметь ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения. Уметь работать по предложенным
инструкциям, довести решения задачи до работающей модели, излагать мысли, находить ответы на вопросы, анализировать рабочий
процесс. Работать над проектами в команде, разумно распределять обязанности.
Примерное распределение занятий на год
Первое полугодие для конструирования используем конструктор «LEGO education 9656 Первые механизмы»
 Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям
 Конструирование по условиям
 Конструирование по замыслу
Второе полугодие для конструирования используем конструктор «LEGO Простые механизмы»
 Конструирование строго по схеме
 Конструирование по условиям
 После усвоения работ шестеренок, работа по замыслу
В течение всего дети используют конструкторы «LEGO профессии»
 Конструирование по замыслу, развиваем творческие способности ребенка, развиваем речь, учимся составлять последовательно
описательный рассказ
 Конструирование на заданную тему

Перспективное планирование в подготовительной к школе группе
Месяц
сентябрь

октябрь

тема
Конструирование
по замыслу
Красивый мост
Введение в ЛЕГО конструирование
Знакомство с
конструктором
Знакомство с
конструктором

Цели
Закреплять полученные навыки в старшей группе. Учить, заранее, обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Закреплять навыки, полученные в старшей группе. Учить строить мост по карточке.
Знакомство с основными деталями: балка, пластина угловая, кирпич, зубчатое колесо, ось, ремень,
штифт.
Виды крепежа. Баланс конструкций.
Изучение деталей, простых механизмов, таких как ролики, ось, колеса.

Вентилятор
Лебёдка

ноябрь

Конструирование
по замыслу
Трактор и
устройство для
выталкивания
трактора
Качели
Плот с парусом

декабрь

Конструирование
по замыслу
Автомобиль с
измерителем
длины.
Хоккеист
Собака
Конструирование
по замыслу

январь

февраль

Качели
Карусели
Беседка для ребят
Горка
Городской
транспорт
Светофор
Знакомство с
дорожными
знаками

Закреплять навыки конструирования. Учить собирать по схеме. Правильно и прочно собирать детали. В
конце занятия проводится экспериментирование. Работает ли вентилятор.
Учить строить по схемам. Основные принципы механики во время построения моделей, где
применяются колеса, оси, блоки.
Закреплять полученные навыки. Учить, заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть
её тему. Давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Учить строить по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования. Изучение деталей простых
механизмов, таких как зубчатые колеса, рычаги, ось. Экспериментирование: какой из толкателей,
толкает дальше. С длинной или короткой осью.
Учить строить по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования. Правильно соединять
шестеренки. Экспериментирование: обыгрывание ситуации.
Учить строить по схеме. Уметь правильно распределять центр тяжести. Внимание.
Экспериментирование с водой: удержится ли плот на воде.
Закреплять полученные навыки. Учить, заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть
её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Продолжаем учить правильно, собирать по схемам. Соединять шестеренки так, чтобы они крутились в
нужном направлении. Экспериментирование: измеряем длину пройденного пути.
Продолжаем учить правильно, собирать по схемам. Соединять шестеренки так, чтобы они крутились в
нужном направлении. Экспериментирование.
Закреплять навыки строить по схемам. При правильном сборе глаза двигаются. Экспериментирование.
Закреплять навыки, полученные на прошлых занятиях. Учить строить по замыслу. Развивать творчество,
навыки конструирования.
Учить строить сложную постройку.
Продолжать строить сложную постройку.
Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада по памяти. Развивать память,
навыки конструирования.
Учить определять особенности формы деталей конструктора, размера и расположения.
Закреплять знания о городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить
строить автобус.
Закреплять знания о светофоре.
Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плате.

март

апрель

май

Конструирование
по замыслу
Играем в зоопарк
Слон
Верблюд
Конструирование
по замыслу
Ракета,
космонавты
Космический
корабль
Луноход
Конструирование
по замыслу
Паровоз везёт
товары
Станция
Дома на нашей
улице
Конструирование
по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть
её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.
Закреплять знания о работниках зоопарка, его обитателях.
Учить строить слона с большим хоботом
Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить строить одно и двугорбых верблюдов
Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть
её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.
Закреплять знания о первом космонавте Ю.Гагарине. Учить строить ракеты.
Рассказать о космическом корабле. Учить строить космический корабль.
Рассказать о луноходе. Учить строить луноход из деталей конструктора.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её
тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.
Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными составными
частями поезда. Развивать фантазию, воображение.
Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для паровозиков.
Закреплять умение строить домики
Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть
её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.

2.2 Способы и направления поддержки детской инициативы
Поддержка детской инициативы несет в себе внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание. Способность к
самостоятельным, активным действиям; предприимчивость.
Поддержка – короткое или небольшое оказание той или иной помощи человеку в трудной для него ситуации.
Инициатива, инициативность – активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда
окружающих людей.
Поддержка детской инициативы
Направления
Способы
Поддержка
детской
автономии: Создание условий для самовыражения в различных видах деятельности и различными
самостоятельность
в
замыслах
и
их средствами (игровой, конструктивной, продуктивной, художественно – эстетической,
воплощении;
индивидуальная
свобода общении, двигательной и др.)
деятельности; самоопределение
Поддержка инициативных высказываний.

Применение методов проблемного обучения, а также использование интерактивных форм
обучения.
Создание условий для развития и развертывания спонтанной детской игры:
- выбор оптимальной тактики поведения педагога;
- наличие времени в режиме дня, отведенного на спонтанную свободную игру
- наличие разнообразных игровых материалов

Поддержка спонтанной игровой деятельности
(индивидуальной или коллективной) где
замысел,
воплощение
сюжета,
выбор
партнеров
осуществляется
детьми
без
вмешательства педагога
Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально
– коммуникативно, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их
эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создания социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая
создание образовательной среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию пед.работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создание условия для участия родителей(законных представителей) в образовательной деятельности.

3. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение программы
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:
Предметно-развивающая среда:
Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- напольные;
- деревянные;
- металлические;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «LEGO - подобные отечественным конструкторам;
-«LEGO –education»
- «LEGO – простые механизмы»
- «LEGO – профессии»
Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).

Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- магнитофон;
- ноутбук;
3.2 Учебный план
Представленная программа разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана
на 1 год обучения с детьми 6 -7 лет. Работа по «Лего – конструированию» проводится в рамках дополнительного образования.
Группа
Название кружка
Подготовительная
к
школе «Лего – конструирования»
группа №1(6-7 лет)
Подготовительная к школе
«Лего – конструирования»
группа №2 (6 – 7 лет)

Количество занятий в неделю
1

Количество занятий в год
36

1

36

3.3 Особенности организации предметно – развивающей среды
Организация развивающей среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать
индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов, уровня активности.
Требования ФГОС к предметно – развивающей среде:
1. ПРС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает:
-доступность для воспитанников всех помещений организации, где существует образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности.
Принципы построения РППС:

Развивающая среда выстраивается на следующих принципах:
- насыщенность среды, предусматривает оснащенность средствами обучения и воспитания (в том числе техническими),
соответствует материалам, в том числе игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем;
- трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональность предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно – образовательного процесса и
возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды;
- вариативность среды предполагает, наличие в группе различных пространств (для игр, конструирования, уединения и
периодическую сменяемость игрового материала;
- доступность среды предполагает, доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья,
всех помещений, где существует образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детям с ОВЗ, к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасность ППС предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их
использования;
Содержание ПРС должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к ПРС И:
- на пройденный программный материал;
- на индивидуальные возможности детей;
- на обеспечение зоны ближайшего развития;
- неисчерпаемую информативность.
Для эффективной организации занятий по «Лего - конструированию» необходимо обустроить среду. ПРС организуется так,
чтобы каждый ребенок мог свободно заниматься. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие
познавательную деятельность.

Методическая литература
Список литературы:
1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.;
Линка Прес,2001г.
2. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
3. Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducationсложные задания, связанные с физикой.
4. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.
5. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.
6. .«Методический комплект заданий к набору «Первые механизмы»,
7. ФешинаЕ.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти