Актуально на 4 окт 2023
Воспользуйтесь картотекой, чтобы организовать режимный
момент — прогулку. В справочнике — конспекты прогулок на три
осенних месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Компонент
прогулки |
Содержание |
Прогулка № 1 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Воспитатель задает детям вопросы:
Воспитатель обращает внимание детей на погоду, предлагает самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. (Стало значительно прохладней. На небе часто появляются облачка. На некоторых деревьях появились желтые листья.) |
Художественное
слово |
Поговорки и пословицы:
«В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит,
и рвет, и льет, и снизу метет». Стихотворение: Сентябрь В этот месяц, что
ни год, Загадка: |
Трудовая
деятельность |
Уборка участка детского сада
от опавших листьев. Цели:
|
Подвижная
игра |
«Третий лишний».
«Совушка».
«Кто самый меткий?» «Чье звено скорее соберется?» |
Индивидуальная
работа |
Цель: совершенствовать прыжки
с продвижением вперед. Самостоятельные игры с выносным материалом |
Прогулка
№ 2 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Попросить детей вспомнить, что
они видели в цветнике летом. Как называются растения, которые еще
цветут? Вспомнить строение цветка (цветок — орган размножения растений).
Найти с детьми составные части цветка: лепестки, венчик, тычинки, пестик. Цветки бывают одиночные
и в форме соцветий. Одиночные цветки — колокольчик, вьюн,
ирис, космея, анютины глазки и т. д. Соцветия состоят
из группы мелких цветков, расположенных на одной цветоножке.
Соцветия: кисть — ландыш, смородина, метелка — овес, простой
колос — подорожник, простой зонтик — вишня, яблоня, сложный
зонтик — укроп, петрушка, корзинка — одуванчик,
подсолнечник, початок — кукуруза, сережки — береза, тополь,
дуб. Рассказать детям о народных приметах: пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу ни выпасть, оттепель его сгонит. Ива рано инеем покрылась — к долгой зиме |
Художественное
слово |
Поговорки и пословицы: Стихотворение: Загадка: |
Трудовая
деятельность |
Сбор красивых листьев для
гербария, сгребание опавших листьев к корням деревьев. |
Дидактическая игра |
«Назови три предмета». «Цветы!» |
Подвижная
игра |
1. «Утята» и «Птицы
и дождь».
2. «Кто самый меткий?» |
Индивидуальная
работа |
Развитие движений.
|
Прогулка
№ 3 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Рябинка — так ласково
называют люди это дерево. В августе кисти рябины начинают краснеть,
а следом за ягодами одевается в осенний наряд и весь
куст. Поначалу сразу не уловишь — ярче горят алые кисти рябины или
листья. Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая.
Не только дрозды, свиристели, рябчики, тетерева кормятся ягодами рябины,
она любимое лакомство лесной куницы и медведя, ее ветки и кору
охотно подъедают лоси и зайцы. Охотники рассказывают, будто косолапые,
прежде чем залечь в берлогу, вдоволь наедаются ягод рябины. Древесину
рябины используют для изготовления музыкальных инструментов, пригодна она для
столярного и мебельного дела. Корой окрашивают ткань в красно-бурые
тона, ветками — в черный цвет, а листья дают коричневую краску.
Воспитатель задает детям вопросы:
|
Художественное
слово |
С рябиной свежей вазу |
Исследовательская деятельность |
Посчитать, сколько стволов в кусте рябины, сколько гроздей с ягодами |
Трудовая
деятельность |
После сбора семян приведение
в порядок земельной площади цветника. |
Подвижная
игра |
«Птичка и кошка», «Цветные
автомобили». «Волк и козлята», «Иголка,
нитка, узелок».
«Поймай мяч». |
Индивидуальная
работа |
Беседа на тему «Какая
профессия на земле самая важная?» Цели:
|
Прогулка
№ 4 Тема «Солнце — источник тепла и света» |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Воспитатель задает детям вопросы:
Солнце — источник света, тепла и жизни на земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы солнце стало холодным, то земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные. Солнце — раскаленное шарообразное тело, его можно сравнить с горящей печкой, раскаленным железом. Раскаленное вещество излучает свет, то есть светит. Вот и солнце тоже светит, его свет доходит до земли, поэтому днем нам так тепло и светло. Свет от солнца до земли доходит за 8 минут 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно, поэтому, даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света, от раскаленных тел исходит тепло. Вот и солнце отдает тепло другим планетам, а также нашей земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло |
Художественное
слово |
С неба смотрит солнце |
Исследовательская деятельность |
Предложить посмотреть
на солнце и ответить на вопросы:
Положить два камешка. Один — на солнышко, другой — в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени |
Трудовая
деятельность |
Помощь детям младшей группы
в уборке территории. |
Подвижная
игра |
«Солнце, воздух, вода...»
«Пожарные на ученье». |
Индивидуальная
работа |
«Попади в обруч». |
Прогулка
№ 5 Тема «Наблюдение за осенним лесом» |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Предложить детям поздороваться
с нашим хорошим, добрым приятелем — лесом, ответить на вопросы:
Березку мы легко нашли по белому стволу с черными пятнами. Черные пятна — это «рот» березы, через который она дышит. Наступила золотая осень. Дни бывают и холодные, и теплые. Начался листопад. Березка самая первая из деревьев готовится к зиме |
Художественное
слово |
Вот и осень наступила, |
Исследовательская деятельность |
Собрать листья осины
и березы для гербария. Приложить березовый листок
к осиновому. Какой больше? (Осиновый.) Понюхать листья. (У осиновых
листьев запах горьковатый.) Давайте послушаем. (Листья шуршат, будто
прощаются с нами.) Воспитатель задает детям вопросы:
|
Трудовая
деятельность |
Сбор
мусора в лесу. Цель: приучать соблюдать порядок не только на участке детского сада, но и в лесу |
Подвижная
игра |
1. «Найди себе пару». 2. «С кочки на кочку». 3. «Поймай мяч».
|
Индивидуальная
работа |
Развитие движений.
|
Прогулка
№ 6 Тема «Наблюдение за пауком» |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Воспитатель предлагает ответить
на вопросы:
Тело паука разделено на две
части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз
и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней
части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую
он выделяет паутину. Пауки — хищники, они
питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками,
которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки
забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают
до весны. Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней |
Художественное
слово |
Воспитатель загадывает детям
загадку, предлагает ответить на вопросы: Этот маленький ловец На кусты туман набросил |
Трудовая
деятельность |
Сбор урожая семян цветов.
|
Подвижная
игра |
«Попади
в круг». Цели: совершенствовать умение действовать с разными предметами, развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками, развивать глазомер, координацию движений, ловкость |
Индивидуальная
работа |
Закрепить
с детьми знания о деревьях родных мест |
Прогулка
№ 7 Тема «Наблюдение за камнями» |
|
Цель |
Сформировать представление о камнях как части неживой природы |
Ход
наблюдения |
Воспитатель задает детям вопросы:
|
Художественное
слово |
Посмотри, какой малыш — |
Исследовательская
деятельность |
Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.) |
Трудовая
деятельность |
Сбор камней на участке
и выкладывание из них композиции.
|
Подвижная
игра |
1.
«Перебежки — догонялки». Цель: учить согласовывать свои
действия с действиями товарищей.
3. «Камень, ножницы, бумага». 4. «Ловкая пара». |
Индивидуальная
работа |
«Докати
мяч». Цель: закреплять полученные навыки |
Прогулка
№ 8 Тема «Наблюдение за работой дворника» |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Обратить
внимание детей на убранную территорию. Рассказать
им об особенностях работы дворника, ее необходимости для
людей. Вызвать у детей желание соблюдать чистоту |
Художественное
слово |
Стихотворение
про дворника: Выходит дворник из ворот |
Трудовая
деятельность |
Расчистка
площадок от листьев, веток. Цели: приучать детей помогать взрослым, учить правильным навыкам работы с веником, закреплять умение убирать инвентарь после работы на прежнее место |
Подвижная
игра |
«Найди себе пару». |
Индивидуальная
работа |
«Помоги
другу». Цель: продолжать прививать взаимопомощь |
Прогулка
№ 9 Тема «Наблюдение за ветром» |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Воспитатель предлагает ответить
на вопросы:
|
Исследовательская
деятельность |
|
Художественное
слово |
Воспитатель загадывает детям
загадку: |
Трудовая
деятельность |
Уборка участка от веток
и камней. |
Подвижная
игра |
1.
«Птицы в гнездышках». 2. «Коршун и наседка». |
Индивидуальная
работа |
«Попади
в цель». Цель: продолжать развивать физические качества |
Прогулка
№ 10 Тема «Наблюдение за листопадом» |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Воспитатель задает детям вопросы:
|
Художественное
слово |
Листопад! Листопад! |
Исследовательская
деятельность |
Воспитатель предлагает детям
понаблюдать за опавшими листьями, задает им вопросы, загадывает
загадки:
Найти листочки, которые,
сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно
покачиваясь из стороны в сторону. Найти листочки, которые летят,
цепляясь за ветки. Составить из опавших листьев узор
на асфальте. Загадки: 1. В тишине осенних рощ |
Трудовая
деятельность |
Расчистка
от листьев, сухих веток. Цели: продолжать приучать детей помогать взрослым, учить правильным навыкам работы с граблями, закреплять умение убирать инвентарь после работы на прежнее место |
Подвижная
игра |
1.
«Мы листочки». Цель: учить детей внимательно
слушать текст и в соответствии с ним выполнять движения. 2. «Один — двое», «Пройди
бесшумно». 3. «Лиса и зайцы». 4. «Хищник — добыча». |
Индивидуальная
работа |
«У медведя
во бору». |
Прогулка
№ 11 Тема «Наблюдение за автомобилями» |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Воспитатель предлагает
понаблюдать за автомобилями, движущимися по улицам города.
Рассмотреть их внешний вид, ответить на вопросы:
|
Художественное
слово |
Загадка: |
Трудовая
деятельность |
Элементарные
трудовые поручения. Цели: учить осуществлять совместные элементарные трудовые действия (вымыть игрушки, положить на солнышко, чтобы просохли, подвести детей к выводу о том, что предметы на солнце высыхают), перед уходом в группу собрать игрушки |
Подвижная
игра |
«Цветные автомобили». |
Индивидуальная
работа |
Побеседовать
с детьми о профессиях их родителей |
Прогулка
№ 12 Тема «Наблюдение за кошкой» |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Воспитатель предлагает ответить
на вопросы детям:
|
Художественное
слово |
На улице нашей машины,
машины. |
Загадки |
Воспитатель загадывает детям
загадку: Хоть и бархатные лапки, Стихотворение о рыжем
котике: Рыжий кот осенними |
Трудовая
деятельность |
Элементарные
трудовые поручения: подметание дорожки, ведущей к участку. Цель: учить правильно
пользоваться вениками, метелками. |
Подвижная
игра |
«Перебежки — догонялки». Цель: учить согласовывать свои
действия с действиями товарищей. «Кто дольше простоит
на одной ноге?», «Жмурки». |
Индивидуальная
работа |
Развитие
движений — прыжки |
Прогулка
№ 13 Тема «Мы — маленькие пешеходы» |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Пригласить
детей на прогулку вокруг детского сада. Объяснить им, что
с этой минуты они становятся пешеходами и должны строго соблюдать
правила дорожного движения: двигаться только по пешеходной дорожке
(тротуару), не спешить, быть внимательными, крепко держать друг друга
за руку, не кричать, внимательно слушать воспитателя |
Художественное
слово |
На улице
будьте внимательны, дети! Правила эти помни всегда, |
Трудовая
деятельность |
Предложить
детям сгребать сухие листья в определенное место, наполнять ими ведерки
и уносить в контейнер. Цель: учить правильно пользоваться граблями, наполнять ведерки до определенной мерки |
Подвижная
игра |
«Воробушки
и автомобиль». |
Индивидуальная
работа |
Развитие
движений — ходьба и бег парами |
Прогулка
№ 14 Тема «Собака — наш самый верный друг» |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Наблюдать
за собаками, которых выгуливают хозяева. Охарактеризовать внешний вид
животного и его поведение (Собака очень привязана к человеку, она
стережет его дом, ходит с ним на охоту.) |
Художественное
слово |
С хозяином
дружит, |
Трудовая
деятельность |
Уборка
площадки. |
Подвижная
игра |
«Лохматый
пес». «Кому флажок?» |
Индивидуальная
работа |
Развитие
движений — ходьба большими и маленькими шагами |
Прогулка
№ 15 Тема «Наблюдение за цветником» |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Воспитатель задает детям вопросы:
|
Художественное
слово |
Осень наступила, |
Исследовательская деятельность |
Сравнить цветы: чем похожи и отличаются друг от друга |
Трудовая
деятельность |
Сбор семян растений
в разные пакеты. |
Подвижная
игра |
1.
«Солнышко и дождь». 2. «Лиса в курятнике». 4. Игра-забава «Необычные
жмурки». |
Индивидуальная
работа |
Развитие
движений — ходьба по ограниченной плоскости |
Октябрь
Прогулка № 1 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Воспитатель задает детям вопросы:
Подорожник — многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами случится беда: укусит оса, овод или змея, сомните листок подорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их можно в период цветения и до увядания. Его можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья. Настой листьев подорожника используют как отхаркивающее средство |
Художественное
слово |
Называют его подорожник, |
Трудовая
деятельность |
Труд
на участке: сложить игрушки в корзину. |
Подвижная
игра |
«Найди, где спрятано». «Прыгай выше». «Волк во рву». |
Индивидуальная
работа |
Развитие движений
(в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком). «С кочки на кочку»,
«Перейди речку». |
Прогулка № 2 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Обратить внимание детей
на изменения в природе по сравнению с прошлым месяцем.
Воспитатель предлагает ответить на вопросы:
Еще у древних людей голубь
считался символом мира и дружбы. Птица, редкая по красоте, очень
легко приручается, быстро привязывается к человеку.
Но у голубя есть и другое качество — он прекрасный
почтальон. Человек давно заметил природную особенность голубя находить свое
гнездо, свой дом даже на больших расстояниях. А вы знаете, что
дикие голуби занесены в Красную книгу? В природе почти
не осталось диких голубей, вот и в наших краях дикий голубь
не встречается.
|
Исследовательская
деятельность |
Сравнить голубя и дятла |
Художественное
слово |
Воспитатель загадывает детям
загадки: 1. Озорной мальчишка 2. Кто летает, кто стрекочет — |
Трудовая
деятельность |
Развешивание кормушек
на территории детского сада. |
Подвижная
игра |
1.
«Птицы в гнездышках».
3.
«Зайцы и Жучка». |
Индивидуальная
работа |
Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?» (упражнять в подборе прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний) |
Прогулка
№ 3 |
|
Цель |
Сформировать представление об осеннем тополе |
Ход
наблюдения |
Воспитатель задает детям вопросы:
|
Художественное
слово |
Под окошком вырос тополь
вековой, |
Исследовательская
деятельность |
Рассмотреть через лупу ветку,
с которой только что упал листок:
|
Трудовая
деятельность |
Сгребание листьев в кучи
и их уборка. |
Подвижная
игра |
1.
«Бездомный заяц». |
Индивидуальная
работа |
Прыжки на одной ноге. |
Прогулка
№ 4 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Туман — явление природы,
причем самое обыкновенное, только неожиданное для всех. Стелется туман над
самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали
землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек
воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над
землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает
он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться,
превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко
в небе, они стали облаками, а если низко над землей,
то туманом. Бывают они во все времена года. Воспитатель задает детям вопросы:
|
Художественное
слово |
Осенью над лесом и болотом |
Трудовая
деятельность |
Подмести на веранде, убрать
крупные сухие веточки. |
Подвижная
игра |
Подвижная игра «Ветер
и листочки». |
Индивидуальная
работа |
Самостоятельная деятельность
по выбору детей. |
Прогулка
№ 5 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Обсудить
народные приметы и пословицы: Октябрь — грязник. |
Художественное
слово |
Утром мы во двор идем
— |
Дидактическая
игра |
«Лесник». |
Трудовая
деятельность |
Посадка елочек
на экологической тропе.
|
Подвижная
игра |
1. «По ровненькой дорожке». |
Индивидуальная
работа |
Развитие движений — ходьба, бег змейкой |
Прогулка
№ 6 |
|
Цель |
Закреплять знания о сезонных изменениях в природе |
Ход
наблюдения |
Воспитатель задает детям вопросы:
Предложить определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких — желтеют (предложить зарисовать), понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше — с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву (осина, береза)? Что способствует быстрому опаданию листьев (ветер, заморозки)? Обсудить с детьми, почему опадают листья |
Художественное
слово |
Дуют ветры буйные, |
Трудовая
деятельность |
Сбор красивых листьев для
гербария, сгребание опавших листьев к корням деревьев. |
Подвижная
игра |
«Ловишки». |
Индивидуальная
работа |
Развитие движений — прыжки, бег, ходьба |
Прогулка
№ 7 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Воспитатель задает вопросы детям:
|
Художественное
слово |
Птичка летает, |
Исследовательская
деятельность |
Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на которых изображены угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема |
Трудовая
деятельность |
Насыпание корма для птиц,
подметание дорожек к птичьим кормушкам. |
Подвижная
игра |
1. «Птички и дождик». 4. Спортивное упражнение
«Боулинг». |
Индивидуальная
работа |
Дидактическая игра «Найди такого же цвета» — закрепить знание детьми желтого цвета |
Прогулка
№ 8 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Воспитатель задает вопросы детям:
Воспитатель загадывает детям загадку. Рассказать о строении ели: ствол покрыт коричневой корой, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все веточки покрыты жесткими, колючими иголками и коричневыми шишками. Предложить детям погладить ствол, прижаться к нему щекой, потрогать иголки, чтобы они получили не только зрительное, но и тактильное представление |
Художественное
слово |
Что же это за девица? Колкую, зеленую срубили топором, |
Исследовательская
деятельность |
Рассмотреть через лупу листья разных деревьев и сравнить их с хвойными. Чем отличаются, чем схожи? |
Трудовая
деятельность |
Сбор
опавших листьев вокруг деревьев, уход за поломанными ветками. Цели: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений, воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе |
Подвижная
игра |
1. «По ровненькой дорожке». |
Индивидуальная
работа |
Игровое упражнение «Перешагни палку» — развивать умение перешагивать палку, при этом не терять равновесия |
Прогулка
№ 9 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Познакомить детей
с машиной, на которой привозят продукты. Назвать ее основные
части. (Кабина, кузов, руль, колесо, окна, кран.) Понаблюдать, как разгружают
продукты из машины, объяснить, что продукты — это груз для нее.
Рассказать, какую важную работу выполняет эта машина. Воспитатель задает детям вопросы:
|
Художественное
слово |
Не летает, не жужжит — |
Трудовая
деятельность |
Уборка дорожки, ведущей
к детскому саду. Цель: учить правильно пользоваться инвентарем |
Подвижная
игра |
«Поезд». «Кто выше». |
Индивидуальная
работа |
Игровое упражнение «Перешагни палку» — развивать умение перешагивать предметы и не терять равновесия |
Прогулка
№ 10 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Обратить внимание детей
на растительный мир, на разнообразие и его красоту. Предложить
собрать опавшие листья и сравнить их по размеру, окраске,
форме, расположению прожилок. Вспомнить, какую функцию несет лист
в растении (лист — орган воздушного питания и дыхания
растения), он состоит из листовой пластинки и черешка, которым
прикреплен к стеблю, есть листья, у которых нет черешков (они
прикрепляются к стволу пластинкой). Это сидячие листья. Листья
не только по форме разные, но и прикрепляются
к стеблям и веточкам по-разному. Листья бывают простые
и сложные (простой лист на черешке имеет одну листовую
пластину — катальпа, у сложного листа несколько листовых пластинок,
прикрепленных своими черешками к главному черешку, — клевер,
анютины глазки). Вместе с детьми найти разновидности листьев по форме и расположению |
Исследовательская
деятельность |
Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону. Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки. Составить из опавших листьев узор на асфальте |
Художественное
слово |
Листопад! Листопад! |
Трудовая
деятельность |
Вместе с детьми навести порядок на своем участке. Учить работать слаженно, доводить начатое дело до конца. Оказание посильной помощи в уборке участка от листьев — воспитывать желание помогать |
Подвижная
игра |
1. «Кто тише». |
Индивидуальная
работа |
Дидактическая игра:
|
Прогулка
№ 11 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Воспитатель задает детям вопросы:
|
Художественное
слово |
Падают, падают листья, Загадка: |
Исследовательская
деятельность |
Рассмотреть
через лупу листья ивы. Чем они покрыты? (Светло-серым налетом.) |
Трудовая
деятельность |
Сбор
листьев для изготовления поделок. |
Подвижная
игра |
«Листопад». |
Индивидуальная
работа |
Ходьба и бег в разном
направлении. |
Прогулка
№ 12 |
|
Цель |
Расширять знания о воздушном транспорте, его использовании и назначении |
Ход
наблюдения |
Воспитатель задает вопросы:
|
Художественное
слово |
Вырасту — буду летчиком
смелым. Воспитатель загадывает детям
загадки: 1. Летит птица-небылица, 2. Без разгона ввысь взлетает, |
Трудовая
деятельность |
Труд на участке: собрать веточки, подметание веничками дорожек на участке |
Подвижная
игра |
«По ровненькой дорожке». |
Индивидуальная
работа |
Игровые упражнения
со скакалкой. |
Прогулка
№ 13 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Предложить детям понаблюдать за облаками, рассказать, что облака состоят из капелек воды. Предложить каждому ребенку выбрать наиболее понравившееся облако и проследить, куда оно плывет, быстро двигается или медленно. Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя |
Художественное
слово |
Я сегодня видел сам: |
Трудовая
деятельность |
Сбор
мусора на площадке. |
Подвижная
игра |
«Ловишки». «Стоп». «С кочки на кочку». |
Индивидуальная
работа |
«Догони мяч». |
Прогулка
№ 14 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Воспитатель проводит
с детьми беседу:
Осенью листочки на березе
начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу.
Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают
на темную сырую землю. Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья |
Художественное
слово |
Лишь осень золотая |
Трудовая
деятельность |
Подметание дорожек, уборка
мусора.
|
Подвижная
игра |
«Лохматый пес», «Солнышко
и дождик». «Мы — веселые ребята»,
«Затейники».
|
Индивидуальная
работа |
«Брось дальше!», «Кто быстрее
добежит до флажка?» |
Прогулка
№ 15 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Осенью созревают семена,
расцвечиваются листья. |
Художественное
слово |
Воспитатель загадывает загадки: 1. Слетают с ветки золотые
монетки. (Листья.) |
Трудовая
деятельность |
Уборка территории
на участке. |
Подвижная
игра |
«К названному дереву беги». |
Индивидуальная
работа |
Дидактическая игра «Узнай, чей
лист». |
Ноябрь
Прогулка № 1 |
|
Цель |
Развивать наблюдательность, закреплять умение различать виды осенней одежды |
Ход
наблюдения |
Воспитатель задает детям вопросы:
|
Художественное
слово |
1. Если дождик —
мы не тужим, бойко шлепаем по лужам. |
Исследовательская
деятельность |
Определить, когда замерзнут руки (в перчатках или без них), сделать вывод, что одежда защищает от холода |
Трудовая
деятельность |
Организация трудового десанта
с целью лечения деревьев. Цели:
|
Подвижная
игра |
1. «Поезд». |
Индивидуальная
работа |
Игровое упражнение «Перешагни
палку». |
Прогулка
№ 2 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Воспитатель задает детям вопросы:
|
Художественное
слово |
Красная машина по дороге
мчится, |
Трудовая
деятельность |
Вместе с воспитателем
обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев,
их уборка. |
Подвижная
игра |
1. Игра малой подвижности
«По узенькой дорожке».
|
Индивидуальная
работа |
«Летят осенние листья». |
Прогулка
№ 3 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Ноябрь — последний месяц
осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, небо почти
все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди
со снегом. В конце ноября
по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шар. Звонко
хрустит молодой лед на лужах, промерзает земля, звенят на ветру
ветви деревьев. Играет ноябрь на ледяных струнах. Эта пора называется
предзимье. Позднюю осень называют серебряной. Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. В конце осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными |
Художественное
слово |
Не жаркие, не летние, Воспитатель задает детям вопросы:
Загадка: И не снег,
и не лед, |
Трудовая
деятельность |
Сбор опавших листьев
на участке, уход за поломанными ветками. |
Подвижная
игра |
1. Игра малой подвижности
«Бегите ко мне». |
Индивидуальная
работа |
Развитие движений — прыжки парами |
Прогулка
№ 4 |
|
Цель |
Уточнить и расширить знание детей о воздухе, о природном явлении «ветер», причинах его возникновения, влиянии на жизнь живых организмов и человека (перенос пыльцы, ветряные мельницы) |
Ход
наблюдения |
Обратить внимание на ветер.
Попросить детей самостоятельно дать характеристику ветру: сильный, слабый,
кратковременный, ураганный. С помощью вертушки понаблюдать за его
движением (откуда и куда дует ветер). Остается ли положение
вертушки постоянным или оно меняется? (Вывод: ветер может дуть
с разных сторон.) Выявить знания детей
о приспособлении ветра на пользу человека. Определить, есть ли
вечером ветер, по каким признакам это можно узнать (качаются ветви
деревьев, бегут облака). Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать легче и почему. Напомнить значение ветра для распространения пыльцы и семян растений |
Исследовательская
деятельность |
Опыт «Полет семян одуванчика». Аккуратно сорвать головку белого одуванчика и подуть на нее, посмотреть, как разлетаются воздушные парашютики одуванчика, как далеко они летят. Подуть сильнее и определить, какие семена пролетели дальше |
Художественное
слово |
1. Приметы: в ноябре
гром — быть зиме бесснежной, много желудей в ноябре
на дубу — к теплой зиме. В теплые края. |
Трудовая
деятельность |
Сбор крупных веточек
на участке (если появится первый снег, предложить детям сгрести
лопатками снег). |
Подвижная
игра |
1. Игра малой подвижности
«Ладушки-оладушки». |
Индивидуальная
работа |
Рисуем палочкой на песке
— развивать интерес к рисованию. |
Прогулка
№ 5 |
|
Цель |
Учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное |
Ход
наблюдения |
На земле, присыпанной
снегом, все остановилось в росте. Но это еще не зима —
предзимье. Еще нет-нет и выдается солнечный денек. И, ух ты, как
обрадуется солнышку все живое! Глядишь, из-под корней вылезают комарики,
мушки взлетают в воздух. Снег стаял... А ночью снова мороз ударит.
Пока он еще невелик — а зевать не велит. Воспитатель задает детям вопросы:
|
Художественное
слово |
По утру вчера дождь |
Трудовая
деятельность |
Утепление снегом корней деревьев. |
Подвижная
игра |
«Раз, два, три — беги!» «Шишка-камешек». |
Индивидуальная
работа |
Дидактическая игра «Признаки осени» — речь, мышление, память |
Прогулка
№ 6 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Обратить внимание детей
на погоду:
Пофантазировать, на что похожи облака. При наблюдении за облачностью отмечать количество и форму облаков, направление их движения. Количество облаков можно определить на глаз, характеризуя его словами «ясно», «облачно», «пасмурно» |
Художественное
слово |
1. Приметы: к обеду небо
прояснилось, появились высокие кучевые облака — к ясной погоде,
облака движутся с севера на юг — к ясной погоде. Над лесами, городами, над
просторами полей |
Трудовая
деятельность |
Оказание помощи дворнику
в уборке снега, мусора. |
Подвижная
игра |
1. «Поедем в лес». |
Индивидуальная
работа |
Дидактическая игра «Сварим суп» — овощи, закрепить названия, развитие речи и мышления |
Выносной
материал |
Лопатки, ведерки, совочки, игрушки |
Прогулка
№ 7 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Напомнить детям, что
в городах живет много детей, которые ходят в школу. Поэтому школ
в городе много. Предложить детям понаблюдать за уроками
физкультуры, рассмотреть физкультурную площадку и территорию возле
школы, ее здание:
|
Художественное
слово |
Стихотворение З. Александровой
«В школу»: |
Трудовая
деятельность |
«Подметаем дорожки после
сильного ветра». |
Подвижная
игра |
1. Подвижная игра «Самолет». |
Индивидуальная
работа |
Развитие движений — перешагивание через препятствия |
Прогулка
№ 8 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Обратить внимание
на зимующих птиц, рассказать, что зимой им очень голодно: нет
мошек, червячков. Только люди могут помочь — покормить их. Ребята! Сейчас мы будем
угощать птиц крошками хлеба, семечками, зернышками. Корм надо рассыпать
по всей дорожке, чтобы птицы увидели, а сами отойдем в сторону
и понаблюдаем. Вот, ребята, стали и птицы
слетаться в зимнюю столовую. Первыми, конечно, прилетели воробьи,
сороки, вороны, синички. Давайте сравним воробья
и сороку:
|
Художественное
слово |
Загадка: |
Трудовая
деятельность |
Приготовление корма для птиц
вместе с воспитателем. Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за птицами, приучать детей с помощью взрослых кормить птиц |
Подвижная
игра |
Подвижная игра «Птички летают». Цели: научить бегать врассыпную, действовать только по сигналу, приучать детей помогать друг другу |
Индивидуальная
работа |
Упражнение на развитие
мелкой моторики. «Нарисуй палочкой» — нарисовать на песке облака и тучи |
Прогулка
№ 9 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Вопросы:
Почва состоит из песка, глины, отмерших частей растений и животных, камешков и разных органических частиц, воды и воздуха. В почве находятся корни всех растений, которые черпают из нее воду и полезные для растения вещества. Почва служит домом для многих животных, насекомых и червей. Ребята, назовите обитателей подземного царства (крот, мышь-полевка, слепыш, дождевой червь, насекомые и их личинки) |
Художественное
слово |
Чтобы корни всех растений |
Исследовательская
деятельность |
Опыт «Состояние почвы
в зависимости от температуры». Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы |
Трудовая
деятельность |
Расчистка
территории от мусора. |
Подвижная
игра |
1. «По
ровненькой дорожке». |
Индивидуальная
работа |
Развитие движений — прыжки парами |
Прогулка
№ 10 |
|
Цель |
Дать представление о том, как происходит смена дня и ночи |
Ход
наблюдения |
Как вы думаете, почему
происходит смена дня и ночи? Солнце дает Земле свет и днем
и ночью. Земля волчком вращается в пространстве с большой
скоростью. Один оборот происходит за 24 часа. В ходе вращения
на той стороне, которая не обращена к Солнцу, — ночь,
на другой — день.
|
Художественное
слово |
Утро
наступает, солнышко встает, |
Исследовательская
деятельность |
Лучи света всегда
распространяются по прямой линии, и если на их пути
попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень. Провести наблюдение — утром, в полдень, вечером (В полдень солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая, рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени становятся длинными.) |
Трудовая
деятельность |
Утепление корней растений вместе
с воспитателем. Цель:
|
Подвижная
игра |
1. «Перетягивания». |
Индивидуальная
работа |
Основные виды движений. Упражнения в ходьбе. Ходьба в колонне, по кругу, не держась за руки |
Прогулка
№ 11 |
|
Цель |
Закрепить узнавание деревьев по внешнему виду |
Ход
наблюдения |
Ребята, посмотрите вокруг. Есть ли на деревьях листья? На кустарниках? Почему они стоят голые? (потому что наступила осень, стало холодно, день стал короткий). А как вы думаете, все деревья сбросили листву? Давайте пройдем вокруг сада и посмотрим. (Подходим к елочке.) Посмотрите, действительно, елочка стоит красивая и зеленая. Она не сбросила свои хвоинки. Она в любое время года стоит зеленая. Это происходит потому, что хвойные деревья сбрасывают хвою не сразу, как все деревья, а постепенно, по очереди. Какие деревья растут на нашем участке? (Береза, осина, сосна, ель, лиственница и др.) А какие это деревья? (Хвойные и лиственные.) Чем лиственные деревья отличаются от хвойных? Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.) Какие условия необходимы для роста деревьев? Какую пользу приносят хвойные и лиственные деревья в народном хозяйстве и медицине? |
Художественное
слово |
Ни листочка,
ни травинки! |
Трудовая
деятельность |
Труд на участке: собрать
веточки, подмести дорожки, кормление птиц. |
Подвижная
игра |
«Колдунчики». |
Индивидуальная
работа |
Основные виды движений. Упражнения в ходьбе. Ходьба в колонне, по кругу, не держась за руки |
Прогулка
№ 12 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Сопровождать чтение
стихотворения действиями. |
Художественное
слово |
Мне серая лужа простудой
грозила. Загадка: |
Трудовая
деятельность |
Заливка ледяной дорожки вместе
с воспитателем. Цель: учить аккуратно поливать из лейки, воспитывать желание помогать взрослым в работе |
Подвижная
игра |
«Найди свое место». |
Индивидуальная
работа |
Основные виды движений. Упражнения в ходьбе. Ходьба парами в колонне и в разных направлениях (врассыпную) |
Выносной
материал |
Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, совочки, машинки |
Прогулка
№ 13 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Рябинка — так ласково называют люди это дерево. В августе кисти рябины начинают краснеть, а следом за ягодами одевается в осенний наряд и весь куст. Поначалу сразу не уловишь — ярче горят алые кисти рябины или листья. Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая. Не только дрозды, свиристели, рябчики, тетерева кормятся ягодами рябины, она любимое лакомство лесной куницы и медведя, ее ветки и кору охотно подъедают лоси и зайцы. Охотники рассказывают, будто косолапые, прежде чем залечь в берлогу, вдоволь наедаются ягод рябины. Древесину рябины используют для изготовления музыкальных инструментов, пригодна она для столярного и мебельного дела. Корой окрашивают ткань в красно-бурые тона, ветками — в черный цвет, а листья дают коричневую краску. Какие звери любят ягоды рябины? Какие птицы клюют ягоды рябины? |
Художественное
слово |
С рябиной свежей вазу
поставили на стол. |
Трудовая
деятельность |
Элементарные
поручения. |
Подвижная
игра |
«Воробышки и кот». |
Индивидуальная
работа |
Основные виды движений. Упражнения в ходьбе. Ходьба парами в колонне и в разных направлениях (врассыпную) |
Прогулка
№ 14 |
|
Цель |
Наблюдения за природой ближайшего окружения |
Ход
наблюдения |
Прогуливаясь по территории детского сада, обратить внимание на красоту деревьев и кустарников вокруг участков (заснеженные веточки деревьев — как в сказке). Зайдя на участок своей группы, выделить красоту рябинки, которая стоит заснеженная в уголочке участка. И прочитать отрывок стихотворения |
Художественное
слово |
На заборах,
на крылечке |
Трудовая
деятельность |
Уборка снега на участке.
Сложить игрушки в корзину. |
Подвижная
игра |
«Птички
в гнездышках». |
Индивидуальная
работа |
Речевая игра «Громко — тихо» |
Прогулка
№ 15 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Воспитатель задает детям вопросы:
|
Художественное
слово |
Встает дворник на заре, |
Трудовая
деятельность |
Помощь дворнику в уборке
территории от снега. |
Подвижная
игра |
1. «Пузырь». |
Индивидуальная
работа |
Брось мяч вверх и поймай. |
Прогулка
№ 16 |
|
Цель |
|
Ход
наблюдения |
Мы снова пришли с вами
в птичью столовую. Сегодня мы будем следопытами: определим, какой
птице какие следы принадлежат. Обратите внимание, на снегу множество
следов: маленькие, средние и большие. Как вы думаете, самые
маленькие следы кто оставил на снегу? Конечно, они принадлежат самым
маленьким птицам — воробью или синичке. А эти побольше. Как
вы думаете, кто мог оставить такие вот следы? Ну, конечно же, они
принадлежат сороке-белобоке. А эти большие. Наверное, здесь ходила крупная птица, потому что снег под ней немного провалился. А кому они принадлежат? Правильно, вороне. Вот, ребята, не увидев птиц, можно определить по следам, кто прилетал в птичью столовую |
Художественное
слово |
Кто расхаживал по снегу? |
Трудовая
деятельность |
Покормить птиц. Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам, желание заботиться о них |
Подвижная
игра |
1. «След в след». 2. «Воробушки и кот». |
Индивидуальная
работа |
Упражнение «Нарисуй след»
(рисование на снегу веточкой). Цель: расширять знания о зимующих
птицах, закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу, учить
читать по следам события. Развивать наблюдательность,
любознательность. Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом |
© Материал из Справочной системы
«Методист детского сада»
https://supervip.1metodist.ru
Дата копирования: 04.10.2023