Актуально на 4 окт 2023

Картотека осенних прогулок в группе раннего возраста 

Воспользуйтесь картотекой, чтобы организовать режимный момент — прогулку. В справочнике — конспекты прогулок на три осенних месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Сентябрь

Компонент прогулки 

Содержание 

Прогулка № 1
Тема: наблюдение за состоянием погоды 

Цель

Учить определять время года по характерным признакам

Ход наблюдения

Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце), отметить, какое небо (хмурое), какая погода (хмурая).

Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются), дует ветер, раскачивает деревья

Художественное слово

1. Дуют ветры, ветры буйные,
Ходят тучи, тучи темные.
2. Если в край далекий птицы полетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время осенью зовется

Трудовая деятельность 

Поливание песка для игры.
Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать оказывать помощь взрослым

Подвижная игра 

«Бегите ко мне».
Цель: учить бегать стайкой за воспитателем, развивать ловкость

Индивидуальная работа 

Упражнять детей в ходьбе «стайкой» за воспитателем в заданном направлении

Выносной материал 

Лейки, кубики и формочки на каждого ребенка для игры с песком, кукла, машинки

Прогулка № 2 
Тема: наблюдение за песком

Цель

Познакомить с песком, обратить внимание на свойства песка

Ход наблюдения

Свойства песка: сухой песок рассыпчатый, а мокрый сохраняет форму того предмета, в который его насыпали. Из песка можно сделать «пирожки», «куличики», «домики-холмики». На песке можно рисовать палочкой

Художественное слово

Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты

Трудовая деятельность

Сбор песка в песочницу

Подвижная игра

«Кошка и мышки».
Упражнять детей в умении реагировать на сигнал, выполнять движения в соответствии с текстом.
«Кошка мышек сторожит, притворилась, будто спит.
Тише, мышки, не шумите, Кошку вы не разбудите…» 

Индивидуальная работа

Рисование на песке палочкой 

Выносной материал 

Лейки, лопатки, ведерочки, формочки на каждого ребенка

Прогулка № 3
Тема: рассматривание клумбы

Цель

Продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску

Ход наблюдения

На прогулке подвести детей к клумбе, где растут ромашки, бархатцы. Познакомить детей с растениями, рассказать о них. Бархатцы бывают низкорослыми и высокими, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные, листья рассеченные, пестрые, с резким запахом. Растут быстро, цветут до морозов. Ромашка — высокое изящное растение с мелкими белыми цветочками. Цветет очень долго, до глубокой осени. Хорошо растет на солнечных участках

Художественное слово

Разоделись все ромашки
В белоснежные рубашки.
Не хочу на них гадать,
Чтоб листки не оборвать

Трудовая деятельность

Выкапывание бархатцев и пересадка их в ящики для дальнейших наблюдений в уголке природы.
Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями

Подвижная игра

«Прокати мяч».
Цель: учить детей катать мяч двумя руками вперед; ориентироваться в пространстве

Индивидуальная работа

Упражнять детей в ходьбе и беге стайкой за воспитателем в заданном направлении

 Выносной материал

Совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, формочки, лопатки, ящики для цветов

Прогулка № 4

Тема: наблюдение за осенними деревьями

Цель

Расширять представление о деревьях;
учить любоваться красотой родной природы

Ход наблюдения

По дороге к деревьям остановить детей в таком месте, где деревья видны издали и хорошо просматриваются. Полюбоваться разноцветным лесом, обратить внимание детей на красоту пейзажа. Уточнить, какой цвет характерен для осенних деревьев

Художественное слово

Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи: ты же видишь — мы свои

Трудовая деятельность

Уборка участка леса, где дети будут играть.
Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок в лесу

Подвижная игра

«Птицы в гнездышках».
Цели:

  • учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
  • приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Найди свой домик».
Цель: учить быстро действовать по сигналу, приучать ориентироваться в пространстве

Индивидуальная работа

Развивать у детей сотрудничество

Выносной материал 

Корзинки для шишек, ведерки для сбора мусора

Прогулка № 5

Тема: наблюдение за птицами во время кормления

Цель

  • прививать желание заботиться о птицах;
  • сформировать знания о повадках птиц;
  • воспитывать любовь к природе

Ход наблюдения

Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).

Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь, прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик»

Художественное слово

Мимо сизых голубей
Пролетает воробей.
Воробей такая крошка!
На меня похож немножко.
Шустрый маленький птенец,
Непоседа и боец.
И звенит задорный крик:
— Чик-чирик и чик-чирик!

Трудовая деятельность

Кормление птиц.
Цели:

  • побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка);
  • воспитывать желание ухаживать за животными

Подвижная игра

1. «Воробушки и кот».
Цели: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях;
бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего;
быстро убегать, находить свое место.
2. «Попади в круг».
Цели: развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками; развивать глазомер, координацию движений, ловкость

Индивидуальная работа

«Перепрыгни через веревку».

Цель: развивать физические качества

Выносной материал

Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаш, совочки, машинки

Прогулка № 6

Тема: наблюдение за облаками

Цель

  • познакомить с различными природными явлениями;
  • показать разнообразие состояния воды в окружающей среде;
  • сформировать творческое отношение к делу

Ход наблюдения

Предложить каждому ребенку выбрать наиболее понравившееся облако и проследить, куда оно плывет, быстро двигается или медленно. Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя

Художественное слово

Я сегодня видел сам:
Слон гулял по небесам!
Фиолетовою тушей,
Не в тропических лесах,
А у нас, над нашей сушей
Слон слонялся в небесах.
В синеве он важно плыл.
Даже солнце заслонил

Трудовая деятельность

Сбор опавших листьев и другого мусора на участке.
Цель: приучать соблюдать порядок на участке детского сада

Подвижная игра

«По узенькой дорожке».
Цель: учить ходить по ограниченной площади

Индивидуальная работа

Закрепить с детьми знания о деревьях родных мест 

Выносной материал 

Совочки, формочки для песочницы, машинки, кубики для игр, мел, перчатки

Прогулка № 7

Тема: наблюдение за проезжей частью дороги

Цель

  • познакомить с проезжей частью дороги — шоссе;
  • дать представление о правилах дорожного движения

Ход наблюдения

Экскурсия к проезжей части дороги и понаблюдать за движением транспорта. Объяснить, что детский сад находится рядом с дорогой. Это шоссе.

Спросить, какие машины двигаются по шоссе? Пусть дети назовут знакомые автомобили. Обратить внимание на то, что по шоссе двигаются много легковых и грузовых машин и никто не мешает друг другу. Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения

Художественное слово

Стихотворение о дороге-шоссе.

У шоссе брат учит Славу:
«Взгляд налево, взгляд направо!
Если нет машин вблизи,
То иди, не тормози!
Если же машина близко,
Стой, как во поле редиска!»
Слава сразу загрустил:
«Долго тут еще расти?»

Трудовая деятельность

Сгребание сухих листьев в определенное место.
Цель: учить правильно пользоваться граблями, наполнять ведра до определенной мерки

 

Подвижная игра

«Перебежки-догонялки».

Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей

Индивидуальная работа

«Докати мяч».

Цель: закреплять полученные навыки

Выносное оборудование 

Рули, маски-эмблемы, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки

Прогулка № 8

Тема: наблюдение за работой дворника

Цель

  • продолжать воспитывать уважение к труду взрослых;
  • учить приходить на помощь окружающим

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, ее необходимости людям. Вызвать у детей желание соблюдать чистоту

Художественное слово

Стихотворение про дворника.

Выходит дворник из ворот
И, словно кисть, метлу берет.
И эту улицу, и ту
Метлой раскрасит в чистоту!

Трудовая деятельность

Расчистка площадок от листьев, веток.

Цели: приучать детей помогать взрослым; учить правильным навыкам работы с веником; закреплять умение убирать инвентарь после работы на прежнее место

Подвижная игра

«Найди себе пару».
Цели: упражнять в беге, развивать выносливость и ловкость

Индивидуальная работа

«Помоги другу».

Цель: продолжать прививать взаимопомощь

Выносное оборудование 

Рули, совочки, формочки, игрушки, эмблемы для игры, машинки

Прогулка № 9

Тема: рассматривание осеннего дерева

Цель

Сформировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине

Ход наблюдения

Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают. Предложить погладить ствол дерева. Обратить внимание, что дерево высокое и, чтобы его рассмотреть, надо поднять голову. Предложить найти низкое дерево. Рассмотреть ствол молодого и старого дерева, сравнить. Предложить побегать по опавшим листьям деревьев

Художественное слово

Прочитать детям стихотворения об осеннем лесе.

Праздник осенью в лесу –
И светло, и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила.
Каждый листик золотой –
Маленькое солнышко.
Соберу в корзину я,
Положу на донышко.
Берегу я листики…
Осень продолжается.
Долго дома у меня
Праздник не кончается

Трудовая деятельность

Вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить, для чего это делается.
Цели: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями

Подвижная игра

«Птицы в гнездышках».
Цели:

  • учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
  • быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Зайцы и Жучка».
Цель: упражнять в метании в горизонтальную цель, пролезании под шнуром

Индивидуальная работа

«Попади в цель».

Цель: продолжать развивать физические качества

Выносное оборудование 

Детские грабли, кубики для подвижной игры, игрушки для игр с песком, куклы, одетые по погоде, коляски для кукол, машинки

Прогулка № 10

Тема: наблюдение за солнцем

Цель

Вырабатывать представление о том, что, когда светит солнце, на улице тепло

Ход наблюдения

В солнечный день предложить детям посмотреть в окно. Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегодня светит солнышко — тепло.)

Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на улицу маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену.

Солнечные зайчики играют на стене,
Помани их пальчиком — пусть бегут к тебе.
Вот он светленький кружок, вот, вот, левее, левее — убежал на потолок. По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его

Художественное слово

Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку

Трудовая деятельность

Расчистка от листьев, сухих веток.

Цели: продолжать приучать детей помогать взрослым; учить правильным навыкам работы с граблями; закреплять умение убирать инвентарь после работы на прежнее место

Подвижная игра

«Мыши в кладовой».
Цели: учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения

Индивидуальная работа

«У медведя во бору».
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе 

Выносное оборудование

Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, печатки, карандаши, ведерки, совочки

Прогулка № 11

Тема: наблюдение за автомобилями 

Цель

Учить различать автомобили по их назначению

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улицам города. Рассмотреть их внешний вид, ответить на вопросы:

  • Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, водный, воздушный.)
  • Какие функции выполняет та или иная машина?

Художественное слово

Загадка:
Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся длинным потоком.
Они перевозят различные грузы —
Кирпич и железо, зерно и арбузы.
За эту работу мы их полюбили,
Они называются... (автомобили)

Трудовая деятельность

Элементарные трудовые поручения.

Цели: учить осуществлять совместные элементарные трудовые действия (вымыть игрушки, положить на солнышко, чтобы просохли, подвести детей к выводу о том, что предметы на солнце высыхают); перед уходом в группу собрать игрушки

Подвижная игра

«Цветные автомобили».
Цель: продолжать развивать двигательную активность с помощью игр с предметами (рулями).
«Лиса в курятнике».
Цель: совершенствовать умение быстро действовать по сигналу

Индивидуальная работа

 Побеседовать с детьми о профессиях их родителей 

Выносное оборудование 

Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки

Прогулка № 12

Тема: наблюдение за дождем

Цель

Познакомить с природным явлением — дождем

Ход наблюдения

Понаблюдать с детьми за движением легкового автомобиля. Объяснить, что машину ведет водитель, он сидит впереди, а все остальные являются пассажирами. Разговаривать во время движения с водителем нельзя, чтобы не отвлекать водителя. Поговорить с детьми о видах транспорта 

Художественное слово

В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит емкость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя (есть дождик веселый, а есть грустный), определить, какой дождь

Загадки

Дождик вдруг пошел с утра,
По домам вся детвора.
Сапоги надеть нам нужно,
Чтоб потом гулять по лужам

Трудовая деятельность

Поливка дождевой водой растений в группе.
Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями

Подвижная игра

«Перебежки-догонялки».
Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей

Индивидуальная работа

Упражнять в ходьбе по сигналу воспитателя

Выносное оборудование 

Емкости для сбора дождевой воды, куклы, одетые по сезону, машинки

Прогулка № 13

Тема: наблюдение за травкой на участке

Цель

Развивать мышление, речь, учить различать цвета, объяснять, что нельзя брать в рот несъедобные предметы

Ход наблюдения

Беседа по вопросам: «Какого цвета травка? Какая она на ощупь? Кто ест травку? Можно ли деткам кушать травку?»

Художественное слово

На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти!

Правила эти помни всегда,
Чтобы с тобой не случилась беда

Трудовая деятельность

Предложить детям сгребать сухие листья в определенное место, наполнять ими ведерки и уносить в контейнер.

Цель: учить правильно пользоваться граблями, наполнять ведерки до определенной мерки

Подвижная игра

«Поезд».
Цель: упражнять в ходьбе друг за другом, учить начинать и заканчивать движение по сигналу воспитателя

Индивидуальная работа

Развитие движений – ходьба и бег парами

Выносное оборудование 

Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, печатки, карандаши, ведерки, совочки

Прогулка № 14

Тема: собака – наш самый верный друг

Цель

  • Дать представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении;
  • воспитывать любовь к животным

Ход наблюдения

Наблюдать за собаками, которых выгуливают хозяева. Охарактеризовать внешний вид животного и его поведение. (Собака очень привязана к человеку, она стережет его дом, ходит с ним на охоту)

Художественное слово

С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
Хвост колечком (Собака)

Трудовая деятельность

Уборка площадки
Цель: воспитывать желание трудиться, поддерживать чистоту

Подвижная игра

«Лохматый пес».
Цели: учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения; бегать, стараясь не попадаться водящему.

«Кому флажок?»
Цели: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч; воспитывать ловкость, целеустремленность

Индивидуальная работа

Развитие движений – ходьба большими и маленькими шагами

Выносное оборудование 

Куклы, одетые по погоде, карандаши, машинки, мячи

Прогулка № 15

Тема: наблюдение за листопадом

Цель

  • Учить определять признаки осени;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на опавшие листья. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья. Пусть дети посмотрят, сравнят их по цвету, форме, убедятся, что у листьев разных различная окраска

Художественное слово

Поспевает брусника, стали дни холоднее,
И от птичьего крика в сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают прочь, за синее море,
Все деревья блистают в разноцветном уборе

Трудовая деятельность

Сбор разноцветных листьев.
Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений

Подвижная игра

«Солнышко и дождь».
Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Лиса в курятнике».
Цели: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки; учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2—3 метра; совершенствовать навыки перепрыгивания

Индивидуальная работа

Развитие движений – ходьба по ограниченной плоскости

Выносной материал 

Совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, карандаши, формочки

Октябрь

Прогулка № 1
Тема: наблюдение за предметами ближайшего окружения

Цель

  • Развитие у детей познавательных интересов;
  • сформировать представление о предметах ближайшего окружения

Ход наблюдения

Придя на участок группы, с помощью взрослого рассмотреть предметы, находящиеся на участке, выделить особенности предметов, их качества и свойства

Художественное слово

Мы шли, шли, шли,

Что-то мы нашли…
Посмотрели, рассмотрели
И дальше пошли

Трудовая деятельность

Труд на участке: сложить игрушки в корзину.
Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым

Подвижная игра

Дети-«птички».
Дети садятся на скамейки, расставленные за начерченной линией. На слова воспитателя «Ай, птички полетели!» птички летают по всей площадке, кто куда хочет. На слова воспитателя «Птички в гнезда полетели» дети спешат и садятся на свои стульчики. Воспитатель называет самую ловкую и быструю птичку, которая первая прилетела в свое гнездо. Игра повторяется

Индивидуальная работа

Развивать умение ходить друг за другом, держась за веревку

Выносной материал

Куклы, одетые по погоде, совочки, машинки

Прогулка № 2
Тема: наблюдение за погодой

Цель

  • Обращать внимание на то, как изменилась природа;
  • учить сравнивать природные изменения;
  • развивать наблюдательность

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на изменения в природе по сравнению с прошлым месяцем. 

Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

  • Какие произошли в природе изменения?
  • Какое стало небо?
  • Как часто светит солнце?
  • Идет ли дождь?

Художественное слово

В октябре, в октябре
Частый дождик во дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек 

Трудовая деятельность

Вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить, для чего это делается.

Цели: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями; прививать бережное отношение к природе

Подвижная игра

«Птицы в гнездышках».
Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Зайцы и Жучка».
Цель: упражнять в метании в горизонтальную цель, пролезании под шнуром

Индивидуальная работа

Беседа «Поведение на природе» – экологическое воспитание

Выносной материал 

Куклы, одетые по погоде, совочки, машинки

Прогулка № 3
Тема: рассматривание цветов на клумбе

Цель

Расширить представление цветов на клумбе

Ход наблюдения

Цветы красивые, нежные, пахнут, разного цвета, большие и маленькие. Из цветов можно сделать букет

Художественное слово

Еще цветут лиловые цветы
Контрастом к листопаду золотому.
Я утром ясным выхожу из дому,
Ловлю сиянье этой красоты

Трудовая деятельность

Насыпать корм для птиц в кормушки, расчистить дорожки к кормушке.
Цель: воспитывать желание ухаживать за животными, правильно их кормить

Подвижная игра

«Бездомный заяц».
Цели: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; быстро менять направление движения; воспитывать ловкость и выносливость.

«Догони меня».
Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Найди похожий листок или цветок»

Выносной материал

Детские грабли, кубики для подвижной игры, куклы, одетые по погоде, коляски для кукол, машинки

Прогулка № 4
Тема: наблюдение за состоянием погоды

Цель

  • Сформировать представление о природном явлении — тумане;
  • учить наблюдению за сезонными явлениями;
  • подмечать особенности этого явления, делать выводы

Ход наблюдения

Туман — явление природы, причем самое обыкновенное, только неожиданное для всех. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года

Художественное слово

Осенью над лесом и болотом
Туча пролетела самолетом.
Пролетела туча низко-низко,
Прыгнула с нее парашютистка.
А за ней сейчас же и другая,
И уже летит за стаей стая

Трудовая деятельность

Подмести на веранде, убрать крупные сухие веточки.
Цель: учить правильно держать веник, содержать в чистоте веранду, воспитывать желание помогать взрослым

Подвижная игра

Подвижная игра «Ветер и листочки».
Учить бегать, не сталкиваясь друг с другом, развивать двигательную активность

Индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность по выбору детей.
Цель: воспитывать желание у детей играть сообща, помогать друг другу

Выносной материал 

Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, печатки, карандаши, ведерки, совочки

Прогулка № 5
Тема: наблюдение за ветром

Цель

Закрепить знания о ветре

Ход наблюдения

Ветер сильный, холодный, качает деревья. Дует на листики и отрывает их. Ветерок дует на вертушку, она крутится. Предложить детям подуть на вертушку, как ветерок

Художественное слово

Где ночует ветерок?
У развилки трех дорог
На высокой на сосне,
Часто падая во сне.
А вокруг не шевелятся
Ни травинка, ни листок –
Разбудить они боятся
Задремавший ветерок

Трудовая деятельность

Сбор камней на участке.

Цель: воспитывать желание участвовать в коллективном труде

Подвижная игра

«По ровненькой дорожке».
Цели: развивать согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировку в пространстве.
«Кролики».
Цели: учить прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед; развивать ловкость, уверенность в себе

Индивидуальная работа

Произношение звуков. Игра «Как гудит машина»

Выносной материал

Ведерки, веник, совочки, лопатки, вертушки

Прогулка № 6
Тема: наблюдение за одеждой (своей и прохожих)

Цель

Активизировать словарь по теме «Одежда», формировать знания о том, как нужно одеваться осенью

Ход наблюдения

Обратить внимание на то, как одеты люди. Почему люди так одеты? (Теплые куртки, шубы, шапки, варежки. На улице холодно, поэтому все одеты тепло)

Художественное слово

Дуют ветры буйные,
Ходят тучи темные,
Не видать в них света белого,
Не видать в них солнца красного

Трудовая деятельность

Соберем листочки.
Цель: воспитывать желание выполнять поручения

Подвижная игра

«Ловишки».
Цель: упражнять в беге в разных направлениях.
«Попади в обруч».
Цель: формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5—9 м

Индивидуальная работа

Рисуем палочкой на песке.
Цель: развивать интерес к рисованию

Выносной материал 

Куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы

Прогулка № 7
Тема: птички-невелички – меж собой сестрички

Цель

  • Расширить представление о птицах;
  • обратить внимание на особенности поведения птиц;
  • воспитывать доброе отношение к представителям пернатого мира

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на особенности поведения птиц. (Нахохлившиеся вороны, прыгающие воробьи.) Что случилось с птицами? Почему воробушки прыгают? Что они ищут? Чего они хотят от людей? (Становится прохладно, насекомые попрятались, и птицы прилетают ближе к людям, надеясь, что они их накормят.) Объяснить детям, что о птицах надо заботиться, кормить их хлебными крошками, пшеном. Вместе с детьми повесить кормушку для птиц

Художественное слово

Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет;
Птичка летала,
Птичка играла,
Птички уж нет!
Где же ты, птичка?
Где ты, певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты;
Там и поешь ты
Песню свою

Трудовая деятельность

Насыпание корма для птиц; подметание дорожек к птичьим кормушкам.
Цель: воспитывать желание ухаживать за животными, правильно их кормить

Подвижная игра

Подвижная игра «Птички и дождик».
Цель: учить действовать по команде взрослого, упражнять в произношении звуков

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Найди такого же цвета» – закрепить знание детей желтого цвета

Выносной материал

Рули, совочки, формочки, игрушки, машинки

Прогулка № 8
Тема: наблюдение за небом

Цель

Сформировать понятия об облаках и тучах

Ход наблюдения

Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое или серое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми, тяжелыми облаками. Найти самые темные облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами. Что сделали тучи? (Закрыли солнце)

Художественное слово

Если по небу бегут облака,
Значит их ветер спустил с поводка.
Легкие лапы, уши и хвост.
Легче пушинки каждый барбос.
Если вы так от природы легки,
ЗдОрово бегать на-пе-ре-гон-ки!

Трудовая деятельность

Сбор опавших листьев вокруг деревьев, уход за поломанными ветками.

Цели: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений; воспитывать желание ухаживать за растениями; учить бережному отношению к природе

Подвижная игра

«По ровненькой дорожке».
Цели: развивать согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировку в пространстве

Индивидуальная работа

Игровое упражнение «Перешагни палку» – развивать умение перешагивать палку, при этом не терять равновесия

Выносной материал

Маски-медали для подвижных игр, совочки, грабли, ведерки, игрушки, машинки, формочки

Прогулка № 9
Тема: наблюдение за дождем

Цель

Закрепить осенние признаки

Ход наблюдения

Закрепить осенние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Продолжать знакомить с таким явлением, как дождь. Пронаблюдать за дождем. Обратить внимание, что капли дождя крупные и частые. Послушать, как капают капли по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода. Какие на асфальте лужи?

Художественное слово

Дождик прошел вдоль дорожек –
Стали дорожки в горошек!

Трудовая деятельность

Уборка дорожки, ведущей к детскому саду.
Цель: учить правильно пользоваться инвентарем

Подвижная игра

«Поезд».
Цель: упражнять в ходьбе друг за другом, учить начинать и заканчивать движение по сигналу воспитателя.

«Кто выше».
Цель: учить прыгать на месте в высоту

Индивидуальная работа

Игровое упражнение «Перешагни палку» – развивать умение перешагивать предметы и не терять равновесия

Выносной материал 

Лопатки, метлы, скребки, санки

Прогулка № 10
Тема: наблюдение за трудом взрослых – дворником 

Цель

  • Воспитывать интерес к труду взрослых, развивать речь, мышление, воспитывать уважение к труду взрослых, вызвать желание помочь воспитателю;
  • расширять знания о труде взрослых

Ход наблюдения

Беседа о том, что делает дворник 

Художественное слово

Выходит дворник из ворот
И, словно кисть, метлу берет.
И эту улицу, и ту
Метлой раскрасит в чистоту!

Трудовая деятельность

Оказание посильной помощи в уборке участка от листьев – воспитывать желание помогать

Подвижная игра

«Кто тише».
Цель: упражнять детей в ходьбе на носках.

«Солнышко и дождь».
Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу

Индивидуальная работа

Дидактическая игра:

  • «Один – много» – учить различать количество предметов;
  • «Чего не стало» – развивать внимание, память;
  • «Найди ведерки зеленого цвета» – учить различать зеленый цвет

Выносной материал 

Куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы

Прогулка № 11
Тема: наблюдение за листопадом

Цель

Показать детям многообразие красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад»

Ход наблюдения

В теплый ясный осенний день воспитатель, выведя детей на прогулку, обращается к ним: «Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья — все желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья шуршат под ногами). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружится и медленно ложится на землю. Подул ветер, и листья, шурша, полетели на землю. Это листопад.

Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе». Воспитатель кладет сухой листик на столик, предлагает любому ребенку: «Подуй!» Лист летит со стола, все согласны: легкий лист. Все желающие самостоятельно отбирают понравившийся лист и дуют

Художественное слово

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят

Трудовая деятельность

Уборка листьев на участке

Подвижная игра

«Листопад».
Предложить детям превратиться в листочки.
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят! (Дети кружатся с листочками в руках, покружились и присели.)
Листопад! Листопад! Листья по ветру летят. (Воспитатель дует, дети разбегаются.) Затих ветерок и вновь медленно опускаются на землю листья. (Игра повторяется 2–3 раза)

Индивидуальная работа

Ходьба и бег в разном направлении.
Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве

Выносной материал

Формочки, ведерки, грабельки, лопатки, машинки, каталочки, коляски

Прогулка № 12
Тема: наблюдение за кустиками

Цель

Сформировать представление об основных частях кустарника; воспитывать бережное отношение к растительному миру

Ход наблюдения

Кустарник ниже дерева, у кустарника нет ствола, есть ветви, которые растут от корня. Ветви тоньше ствола

Художественное слово

Кустик плачет под дождем:
– Где же солнца лучик?
Мы играли с ним вдвоем.
Он – дружок мой лучший!
Ветер кустик пожалел,
Разогнал все тучи.
Мокрый кустик заблестел –
Появился лучик!

Трудовая деятельность

Труд на участке: собрать веточки; подметание веничками дорожек на участке

Подвижная игра

«По ровненькой дорожке».
Цели: развивать согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировку в пространстве.
«Кролики».
Цели: учить прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед; развивать ловкость, уверенность в себе

Индивидуальная работа

Повторить потешку «Большие ноги шли по дороге…»

Выносной материал 

Ведерки, совочки, формочки

Прогулка № 13
Тема: наблюдение за погодой

Цель

Развивать у детей желание наблюдать за природой и погодными явлениями

Ход наблюдения

Показать детям и уточнить: погода сегодня теплая, солнце светит и идет дождик мелкий

Художественное слово

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

Трудовая деятельность

Сбор мусора на площадке.
Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями

Подвижная игра

«Ловишки».
Цель: упражнять в беге в разных направлениях.
«Попади в обруч».
Цель: формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5—9 м

Индивидуальная работа

Повторить потешку «Большие ноги шли по дороге…»

Выносной материал

Ведерки, совочки, формочки

Прогулка № 14
Тема: наблюдение за рябиной

Цель

Познакомить с рябиной, показать ее строение: ствол, ветви, листья, ягоды; рассмотреть ее яркий осенний наряд

Ход наблюдения

Рябина — высокое стройное дерево, она растет не только в лесах, но и в парках, и садах. Часто рябину сажают вдоль изгородей домов, чтобы радовала людей разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. В народе говорят: «В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина». Если рябины уродилось в лесу много, то осень будет дождливая, а зима — морозная. Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые и жесткие

Художественное слово

У рябины листопад —
Под ветвями листьев клад.
Облетели листья,
Но остались кисти.
Красные, яркие —
Снегирям подарки

Трудовая деятельность

Сбор крупного мусора на участке, подметание дорожек.
Цель: формировать умение трудиться подгруппой

Подвижная игра

«Лохматый пес», «Солнышко и дождик».
Цель: учить бегать по всей площадке, выполняя команды по сигналу воспитателя

Индивидуальная работа

«Брось дальше!», «Кто быстрее добежит до флажка?».
Цели: учить выполнять упражнение с мячом; развивать глазомер, быстроту бега

Выносной материал 

Лопатки, маски для игр, формочки для игры

Прогулка № 15
Тема: наблюдение за изменением цвета листвы

Цель

  • Расширять представления об осени как времени года;
  • воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям

Ход наблюдения

Осенью созревают семена, расцвечиваются листья.
У всех деревьев листья окрашиваются по-разному: от ярко-желтого, оранжевого до темно-красного. Соберите листья для осеннего букета и гербария, выбирайте самые яркие, красивые и крупные листья. Осенью листья меняют свой цвет

Художественное слово

Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далекий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года
Осенью зовется

Трудовая деятельность

Уборка территории на участке.
Цель: развивать умение работать сообща, подчиняя свои интересы общей цели; воспитывать чувство ответственности

Подвижная игра

«К названному дереву беги».
Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».
Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе)

Выносной материал 

Лопатки, маски для игр, формочки для игры

Ноябрь 

Прогулка № 1
Тема: наблюдаем за одеждой людей осенью

Цель

Закреплять знания детей о предназначении одежды

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на одежду, спросить, зачем надевают резиновые сапоги, плащи, берут зонт. Воспитатель связывает их с погодными условиями: холодно, идет дождь… Закрепляя материал, предложить детям посмотреть, как одета проходящая мимо участка бабушка

Художественное слово

Как наденут на меня
Разных одежонок,
Сразу стану толстым я,
Словно медвежонок.
И гулять я не могу,
Падаю на спину.
Все боятся, что смогу
Подхватить ангину.
А мне хочется опять
С горки покататься.
Видно, лета надо ждать,
Чтоб с зимой расстаться

Трудовая деятельность

Сгребание листьев.
Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений, оказывать помощь взрослым

Подвижная игра

«Поезд».
Цель: упражнять в ходьбе друг за другом, учить начинать и заканчивать движение по сигналу воспитателя.

«Бегите ко мне».
Цель: упражнять в беге в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга

Индивидуальная работа

Игровое упражнение «Перешагни палку».
Цель: развивать умение перешагивать палку, при этом не терять равновесия

Выносной материал 

Ведерки, совочки, формочки

Прогулка № 2
Тема: наблюдение за дождем 

Цель

  • Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе (небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь);
  • воспитывать эстетическое чувство восприятия природы

Ход наблюдения

Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний – моросящий. Как начнет падать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три... Нередко не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь. Хорошо, что осень в конце концов пройдет и настанет зима. Люди в дождь ходят в плащах и сапогах. Бр!.. Слякотно! Даже птицы и те спрятались, не хотят промочить свои перышки

Художественное слово

Стихотворение «Приметы осени».
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поля
Лягут белые туманы,
А потом уж жди не жди –
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь,
Значит, наступила осень

Трудовая деятельность

Сбор игрушек в определенное место после прогулки.

Цель: учить приводить в порядок игровой уголок (собирать игрушки в игровом уголке после прогулки)

Подвижная игра

Игра малой подвижности «По узенькой дорожке».
Цель: учить перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на асфальте).

Ход игры: воспитатель чертит на земле круги (кругов должно быть больше, чем играющих детей)

Индивидуальная работа

«Летят осенние листья».
Цель: развивать пластику движений

Выносное оборудование 

Ведерки, совочки, формочки

Прогулка № 3
Тема: наблюдение за облаками

Цель

  • Познакомить с понятиями «облака» и «тучи»; продолжать формировать представления о сезонных изменениях;
  • развивать наблюдательность;
  • рассмотреть особенности облаков в осеннем небе

Ход наблюдения

Ноябрь — последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, небо почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом. В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шар. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзает земля, звенят на ветру ветви деревьев. Играет ноябрь на ледяных струнах. Эта пора называется «предзимье»

Художественное слово

Я вконец себя измучил,
Все никак не мог понять:
И откуда эти тучи появляются опять?
Но помог однажды случай:
Мы ходили по грибы,
У лесов сторожки тучи
Выползали из трубы

Трудовая деятельность

Сбор опавших листьев на участке, уход за поломанными ветками.

Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе

Подвижная игра

Игра малой подвижности «Бегите ко мне».
Цель: учить ориентироваться по звуку, двигаться в сторону звука.

«Воробушки и кот».
Цели: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленках; бегать, не задевая друг друга, увертываясь от ловящего; приучать к осторожности

Индивидуальная работа

Развитие движений – прыжки парами

Выносное оборудование 

Лопатки, маски для игр, формочки для игры

Прогулка № 4
Тема: наблюдение за машинами

Цель

  • Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых;
  • расширять знания о наземном транспорте (их классификация, назначение)

Ход наблюдения

Понаблюдать за машинами, отметить их классификацию, назначение, применение. Обратить внимание на то, что на улице гололед. Что это такое? Почему машинам трудно ехать, они тормозят?

Наблюдение на перекрестке за движением машин и людей во время гололеда. Повторить основные правила перехода улицы без светофора

Художественное слово

Гололед, гололед —
Вверх тормашками полет.
Где стоит машин поток,
Там не площадь, а каток.
Кто не едет, а скользит,
Потому что тормозит.
Гололед, гололед —
Это значит голый лед.
Никуда не выходи —
Лучше дома посиди
И в окошко погляди

Трудовая деятельность

Сбор крупных веточек на участке (если появится первый снег, предложить детям сгрести лопатками снег).

Цель: учить выполнять элементарные поручения

Подвижная игра

Игра малой подвижности «Ладушки-оладушки».
Цель: учить детей по-разному хлопать в ладошки, вести счет: «Раз, два!»

Индивидуальная работа

Рисуем палочкой на пескеразвивать интерес к рисованию

Выносное оборудование 

Ведерки, совочки, формочки

Прогулка № 5
Тема: наблюдение за животными

Цель

Научить различать характерные признаки внешнего вида животных

Ход наблюдения

Выйдя на прогулку, можно встретить проходящих мимо домашних животных (кошку, собаку). Закрепить названия частей тела, обратить внимание, что шерсть стала гуще. Летняя шерсть линяет, и животное покрывается более густой и теплой шерстью

Художественное слово

Полосатый кот Иван
Любит бабушкин диван.
Он свернется там клубком
И задремлет сладким сном

Трудовая деятельность

Сгребание сухих листьев в кучу.

Цель: продолжать учить правильно пользоваться граблями, приучать соблюдать порядок на участке детского сада

Подвижная игра

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

Хороводная игра «Пузырь».
Цель: развивать у детей умение согласовывать свои движения со словами, двигаться ритмично

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Признаки осени» – речь, мышление, память

Выносное оборудование 

Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, ведерки, совочки

Прогулка № 6
Тема: какие кустики растут на участке нашего детского сада?

Цель

  • Дать представление об основных частях кустарника, о том, что растения – живые существа, очень хрупкие и ранимые; воспитывать бережное отношение к растительному миру; 
  • сформировать познавательный интерес к миру растений

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на ветки без листочков, рассказать, что на зиму кустарники и деревья сбрасывают листья. Знакомить с объектами живой природы, воспитывать бережное отношение к деревьям

Художественное слово

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем

Трудовая деятельность

Оказание помощи дворнику в уборке мусора.

Цель: учить действовать лопатками, граблями, сгребать мусор в определенное место

Подвижная игра

Подвижная игра «Поедем в лес».

Цель: уточнить названия растений, развивать ориентировку в пространстве

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Сварим суп». Закрепить названия овощей, развитие речи и мышления

Выносной материал

Лопатки, ведерки, совочки, игрушки

Прогулка № 7
Тема: «Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч…»

Цель

Продолжать наблюдение за ветром, учить определять направление ветра

Ход наблюдения

Посмотрите, дети, на деревья, на их верхушки. Почему они качаются? Откуда дует ветер? Давайте послушаем, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, посмотрим, как кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки? Предложить детям подбросить листики и посмотреть, как они кружатся и летят далеко

Художественное слово

Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена!
Ветер листья с веток
Разогнал по свету

Трудовая деятельность

Сбор разлетевшихся от ветра листьев.

Цели: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада, побуждать оказывать взрослым помощь

Подвижная игра

Подвижная игра «Самолет».

Цели: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал воспитателя и начинать движение по словесному сигналу

Индивидуальная работа

Развитие движений – перешагивание через препятствия

Выносной материал

Лопатки, ведерки, совочки, игрушки

Прогулка № 8
Тема: птицы в стайки собираются...

Цель

  • Продолжать наблюдение за птицами, их повадками;
  • закрепить знания о птицах: название, части тела, питание;
  • сформировать желание заботиться о зимующих птицах;
  • учить сравнивать сороку и воробья, находя отличительные признаки

Ход наблюдения

Ребята! Сейчас мы будем угощать птиц крошками хлеба, семечками, зернышками; корм надо рассыпать по всей дорожке, чтобы птицы увидели, а сами отойдем в сторону и понаблюдаем. Вот, ребята, стали и птицы слетаться в зимнюю столовую. Первыми, конечно, прилетели воробьи, сороки, вороны, синички

Художественное слово

Воробей над кормом
Прыгает, кружится,
Перышки взъерошены,
Хвостик распушился

Трудовая деятельность

Приготовление корма для птиц вместе с воспитателем.

Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за птицами, приучать детей с помощью взрослых кормить птиц

Подвижная игра

Подвижная игра «Птички летают».

Цели: научить бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать детей помогать друг другу

Индивидуальная работа

Упражнение на развитие мелкой моторики.

«Нарисуй палочкой» – нарисовать на песке облака и тучи

Выносной материал

Лопатки, ведерки, совочки, игрушки

Прогулка № 9
Тема: наблюдение заелью (сосной)

Цель

  • Расширять представление о дереве;
  • формировать знания об особенностях ели, по которым ее можно выделить среди других деревьев;
  • воспитать желание защищать и оберегать природу

Ход наблюдения

Ель — дерево высокое, у него ствол прямой, покрытый шершаво-коричневой корой, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками. Зимой ветки покрыты снегом, поэтому опущены вниз, елочка стоит в снегу, как в шубке. Она и зимой зеленая, иголки не желтеют и не опадают, как у других деревьев

Художественное слово

Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдешь гулять — и встретишь.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем

Трудовая деятельность

Расчистка территории от мусора.

Цели: продолжать учить пользоваться лопаткой, помогать товарищам в выполнении трудовых действий; доводить начатое дело до конца

Подвижная игра

«По ровненькой дорожке».
Цель: учить ходить по невысокому брусу, спрыгивать, сгибая ноги в коленях.

«Мы — веселые ребята».
Цели: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий

Индивидуальная работа

Развитие движений – прыжки парами

Выносной материал

Лопатки, ведерки, совочки, игрушки

Прогулка № 10
Тема: наблюдение за первым снегом

Цель

  • Познакомить с природным явлением — снегом;
  • показать разнообразие состояния воды в окружающей среде

Ход наблюдения

Задать вопрос детям: «О каких белых мухах идет речь в стихотворении?» Предложить поймать снежинку на ладошку, лицо. Что произошло со снежинкой? Во что она превратилась?

Художественное слово

Небо, наверно, не в духе,
Летают, летают белые мухи!
И носятся слухи, что белые мухи
Не только летают, но даже и тают

Трудовая деятельность

Утепление корней растений вместе с воспитателем.

Цель: 

  • воспитывать желание участвовать в уходе за растениями;
  • закреплять знания о способах адаптации растений зимой;
  • учить бережно относиться к растительному миру

Подвижная игра

«Найди себе пару».
Цель: развивать у детей различие цвета и ориентирование в пространстве

Индивидуальная работа

Основные виды движений: упражнения в ходьбе; ходьба в колонне, по кругу, не держась за руки

Выносной материал

Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, перчатки, карандаши, ведерки, совочки

Выносной материал 

Лопатки, ведерки, совочки, игрушки

Прогулка № 11
Тема: наблюдение за растениями и деревьями поздней осенью

Цель

Закрепить узнавание деревьев по внешнему виду

Ход наблюдения

Ребята, посмотрите вокруг. Есть ли на деревьях листья? На кустарниках? Почему они стоят голые? (Потому что наступила осень, стало холодно, день стал короткий.) А как вы думаете, все деревья сбросили листву?

Давайте пройдем вокруг сада и посмотрим. (Подходим к елочке.) Посмотрите, действительно, елочка стоит красивая и зеленая. Она не сбросила свои хвоинки. Она в любое время года стоит зеленая. Это происходит потому, что хвойные деревья сбрасывают хвою не сразу, как все деревья, а постепенно, по очереди

Художественное слово

Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки, и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен.
Видно, смелая она!

Трудовая деятельность

Труд на участке: собрать веточки, подмести дорожки, кормление птиц.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка)

Подвижная игра

«Колдунчики».
Цель: приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу

Индивидуальная работа

Основные виды движений: упражнения в ходьбе; ходьба в колонне, по кругу, не держась за руки

Выносной материал

Лопатки, ведерки, совочки, игрушки

Прогулка № 12
Тема: наблюдение за льдом

Цель

  • Знакомить с природным явлением — льдом;
  • сформировать представление о состоянии воды в окружающей среде

Ход наблюдения

Сопровождать чтение стихотворения действиями.
Что произошло с лужей? Вода превратилась в лед. В холодное время лужи покрываются тонкой корочкой льда. (Пусть дети проткнут палочкой лед.) В мороз лужи промерзают до дна

Художественное слово

Гололед, гололед…
Лед у дома, у ворот.
Я люблю скользить по льду,
Хоть куда по льду пойду

Трудовая деятельность

Заливка ледяной дорожки вместе с воспитателем.

Цель: учить аккуратно поливать из лейки, воспитывать желание помогать взрослым в работе

Подвижная игра

«Найди свое место».
Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве

Индивидуальная работа

Основные виды движений: упражнения в ходьбе; ходьба парами в колонне и в разных направлениях (врассыпную)

Выносной материал

Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, совочки, машинки

Выносной материал 

Мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, палочки, ведерки, совочки

Прогулка № 13
Тема: наблюдение за морозными узорами

Цель

Рассмотреть на окне морозные узоры

Ход наблюдения

Наблюдать за морозными узорами на стекле. На что они похожи? Пусть дети сравнят узоры на разных окнах. Одинаковые ли узоры рисует мороз? Какие узоры получились самыми красивыми? Что будет, если пальчиком дотронуться до окон с узорами?

Художественное слово

Не дождавшись тепла, среди зимнего дня
Распустились цветы на окне у меня.
Подошел я к цветам, стала мокрой щека,
Оттого что окна коснулся слегка.
Подошел я к цветам, но не пахли они.
Для чего ж они выросли в зимние дни?

Трудовая деятельность

Элементарные поручения. 
Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений

Подвижная игра

«Воробышки и кот».
Цели: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего

Индивидуальная работа

Основные виды движений: упражнения в ходьбе; ходьба парами в колонне и в разных направлениях (врассыпную) 

Выносной материал

Мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, палочки, ведерки, совочки

Прогулка № 14
Тема: наблюдение за сезонным явлением — инеем, заморозками

Цель

Наблюдения за природой ближайшего окружения

Ход наблюдения

Прогуливаясь по территории детского сада, обратить внимание на красоту деревьев и кустарников вокруг участков (заснеженные веточки деревьев, как в сказке). Обратить внимание на иней. Иней — это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях и кустарниках, прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней?

Художественное слово

И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
Стоят деревья в инее —
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И все на свете в инее —
То белое, то синее

Трудовая деятельность

Уборка снега на участке. Сложить игрушки в корзину.
Цель: развивать у детей желание помочь воспитателю

Подвижная игра

«Птички в гнездышках».
Цель: упражнять детей в выполнении движений.
Игры с элементами имитации движений птиц

Индивидуальная работа

Речевая игра «Громко – тихо»

Выносной материал

Мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, палочки, ведерки, совочки

Прогулка № 15
Тема: наблюдение за растительностью

Цель

  • Сформировать знания о жизни растений зимой;
  • воспитывать бережное отношение к природе

Ход наблюдения

После снегопада обойти посаженные осенью деревья и кустарники. Напомнить, как бережно их сажали, какие они еще тоненькие, маленькие. Спросить детей, не закрыть ли их снегом потеплее, ведь под снегом даже трава не мерзнет. Показать, как это сделать.
Сразу тихо-тихо стало,
Снег лежит, как одеяло

Художественное слово

На заборах и крылечке
Все блестит и все бело.
Нет свободного местечка —
Всюду снега намело.
Нарядилась и рябинка
В белый праздничный наряд,
Только грозди на вершинке
Ярче прежнего горят

Трудовая деятельность

Украшение участка снежными куличиками.
Цель: учить плотно набивать снегом форму, выбивать из нее снег, а полученными куличиками украшать участок

Подвижная игра

«Пузырь».
Цель: учить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
«Лохматый пес».
Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь

Индивидуальная работа

Брось мяч вверх и поймай. Цель: развивать ловкость.
Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом

Выносной материал

Мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, палочки, ведерки, совочки

 

 

© Материал из Справочной системы «Методист детского сада»
https://supervip.1metodist.ru
Дата копирования: 04.10.2023